Введение
Страница 4

Во второй половине XIX в. не только появляются предпосылки формирования психологии в качестве самостоятельной науки, но проводятся и первые экспериментальные исследования по проблемам, лежащим на границе физиологии и психологии, которые и начинают оформляться как экспериментальные области психологических исследований. Первой в ряду таких областей может быть названа психофизика. Ее основателем является немецкий физиолог Густав Теодор Фехнер, который впервые выступил с идеей создания новой экспериментально-математической науки в 1851 г. Основанием для психофизики Фехнера послужили результаты экспериментов, полученные другим немецким ученым, физиологом Эрнстом Генрихом Вебером. Используя специально разработанный прибор - экстезиометр, Вебер экспериментально исследовал осязание и установил, что кожа человека обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения и, чтобы возникло новое ощущение, необходимо определенное соотношение нового раздражителя к исходному. Тем самым Вебер установил правило, согласно которому равным относительным различиям в раздражениях соответствуют равные различия в ощущениях, и продемонстрировал возможность измерения психических явлений.

Как считал Фехнер, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их соотношении с внешним и внутренним мирами.

Фехнер открыл так называемый основной психофизический закон, в соответствии с которым возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост величины ощущения в арифметической прогрессии (или, другими словами, интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражения). Именно в силу этого, равные отношения раздражителей дают равные интервалы ощущений. Тем самым было дано математическое описание установленного Вебером правила (поэтому основной психофизический закон еще называют законом Вебера - Фехнера).

Несомненной заслугой Фехнера является и то, что он ввел в психологию чувственного познания понятие порога ощущения - позаимствовав само понятие порога у Гербарта, Фехнер применил его к ощущениям.

Страницы: 1 2 3 4 


Влияние индивидуально-типологических особенностей на восприятие студентами образовательной среды педагогического ВУЗа
Целью исследования явилось выявление особенностей восприятия образовательной среды студентами. Мы предполагаем, что восприятие студентами образовательной среды зависит от влияния индивидуально-типологических особенностей личности. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Психодиагностическая методика В.М. Русалова (опросник фо ...

Функции человека в системе "человек - машина"
Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или ком ...

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения. Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Таблица 1. Пе ...