Методы

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания;

методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков;

методика неоконченных предложений для изучения представлений старших подростков о своем возрасте, об изменениях, происходящих с ними в данный возрастной период, и т.д.;

тест-опросник самоотношения (ТОС (В.В. Столин));

социометрия для изучения особенностей межличностных отношений подростка;

тест-опросник "Подростки о родителях" (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына) для изучения особенностей отношения подростка к родителям.

Исследование позволило выделить ряд особенностей процесса становления самосознания старших подростков. Были выявлены 4 индивидуально-типологических варианта семантической структуры самосознания в старшем подростковом возрасте, различающихся по степени и характеру дифференцированности. Первый вариант семантической структуры отличается крайней синкретичностью и характеризует низкий уровень развития самосознания. Второму варианту свойственно практически полное отсутствие структуры, разрозненность понятий внутри семантического пространства, что свидетельствует о низкой способности к рефлексии и начальном уровне развития самосознания. Третий вариант также характеризуется разрозненностью понятий, однако эта разрозненность иного свойства: она отражает процесс активного развития самосознания, его кризиса. Наконец, четвертый вариант соответствует зрелой структуре самосознания, отличаясь высокой степенью его дифференцированности.

Нами обнаружены значимые различия (р=0,05) в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от класса обучения испытуемых. Общая тенденция состоит в повышении степени дифференцированности самосознания от 8 к 10 классу. Тот факт, что не обнаружено значимых различий в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от возраста испытуемых, подтверждает положение о ведущем значении для развития ребенка социальных факторов (социальной ситуации развития) по отношению к факторам биологическим (фактическому возрасту ребенка).

Обнаружены значимые различия в содержании самоописаний подростков в зависимости от степени дифференцированности самосознания. Так, более высоким статусам (3 и 4 варианты семантической структуры самосознания) соответствует, как правило, самоописание более зрелого уровня (р<0,01). Аналогичные результаты получены по методике неоконченных предложений: анализ собственных личностных качеств, взглядов, ценностей, а также их изменения, более свойствен подросткам с дифференцированным самосознанием; напротив, подростки, не обладающие зрелой структурой самосознания, как правило, анализируют лишь внешнюю сторону происходящих с ними изменений.

Согласно данным ТОС, третьему (кризисному) варианту семантической структуры самосознания соответствуют более низкие показатели самоотношения, нежели другим вариантам (р<0,01). Сказанное касается как интегрального самоотношения, так и его частных особенностей, таких как самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения окружающих, самоуверенность и т.д. Следовательно, кризис самосознания сопровождается эмоциональными и когнитивными изменениями самоотношения.


Мотивация достижения
Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении. В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка ...

Общее представление о науке
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развит ...

Различение ситуативной и личностной тревожности
С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и « ...