Методы
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания;
методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков;
методика неоконченных предложений для изучения представлений старших подростков о своем возрасте, об изменениях, происходящих с ними в данный возрастной период, и т.д.;
тест-опросник самоотношения (ТОС (В.В. Столин));
социометрия для изучения особенностей межличностных отношений подростка;
тест-опросник "Подростки о родителях" (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына) для изучения особенностей отношения подростка к родителям.
Исследование позволило выделить ряд особенностей процесса становления самосознания старших подростков. Были выявлены 4 индивидуально-типологических варианта семантической структуры самосознания в старшем подростковом возрасте, различающихся по степени и характеру дифференцированности. Первый вариант семантической структуры отличается крайней синкретичностью и характеризует низкий уровень развития самосознания. Второму варианту свойственно практически полное отсутствие структуры, разрозненность понятий внутри семантического пространства, что свидетельствует о низкой способности к рефлексии и начальном уровне развития самосознания. Третий вариант также характеризуется разрозненностью понятий, однако эта разрозненность иного свойства: она отражает процесс активного развития самосознания, его кризиса. Наконец, четвертый вариант соответствует зрелой структуре самосознания, отличаясь высокой степенью его дифференцированности.
Нами обнаружены значимые различия (р=0,05) в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от класса обучения испытуемых. Общая тенденция состоит в повышении степени дифференцированности самосознания от 8 к 10 классу. Тот факт, что не обнаружено значимых различий в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от возраста испытуемых, подтверждает положение о ведущем значении для развития ребенка социальных факторов (социальной ситуации развития) по отношению к факторам биологическим (фактическому возрасту ребенка).
Обнаружены значимые различия в содержании самоописаний подростков в зависимости от степени дифференцированности самосознания. Так, более высоким статусам (3 и 4 варианты семантической структуры самосознания) соответствует, как правило, самоописание более зрелого уровня (р<0,01). Аналогичные результаты получены по методике неоконченных предложений: анализ собственных личностных качеств, взглядов, ценностей, а также их изменения, более свойствен подросткам с дифференцированным самосознанием; напротив, подростки, не обладающие зрелой структурой самосознания, как правило, анализируют лишь внешнюю сторону происходящих с ними изменений.
Согласно данным ТОС, третьему (кризисному) варианту семантической структуры самосознания соответствуют более низкие показатели самоотношения, нежели другим вариантам (р<0,01). Сказанное касается как интегрального самоотношения, так и его частных особенностей, таких как самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения окружающих, самоуверенность и т.д. Следовательно, кризис самосознания сопровождается эмоциональными и когнитивными изменениями самоотношения.
Изучение мотивации учебной деятельности школьников
Задание 1.
Учусь потому, что…
-Интересно
-Хочу больше знать
-Заставляют родители
-Потом будет легче хорошо устроиться на работу
-Все учатся
-Нравятся учителя
Задание 2.
Какой предмет хотел бы видеть в расписании чаще?
Какой реже?
Хотел бы уйти из школы? Почему? _
_
По каким предметам следует увеличить материал?
По каким п ...
Типология характера
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шел ...
Научитесь действовать гибко и нестандартно
Быть готовым к переговорам - это отказаться от вредных привычек. Четко знать какого результата мы хотим добиться или, по меньшей мере, приблизиться к нему. Это значит научиться действовать во время переговоров гибко и нестандартно.
Действовать привычно, стереотипно, стандартно – это, например, отвечать на давление партнера ответным д ...

