Эмоциональная устойчивость у учащихся профессиональных лицеев

Материалы » Самоопределение школьников и студентов » Эмоциональная устойчивость у учащихся профессиональных лицеев

Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Повышение динамизма развития производственной жизни нашей страны, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, ломка (размывание) устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций (носящих природный характер) приводят к возникновению у людей разных возрастов и профессий стрессовых ситуаций. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психических заболеваний.

Особенно актуальной проблема формирования эмоциональной устойчивости является в юношеском возрасте, так как этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы, и все проявления чувств достигают пика своего развития. Наиболее остро данная проблема стоит в сфере профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования учащиеся находятся в особых стрессогенных условиях. Ведь основной контингент профессиональных лицеев – это дети из неблагополучных семей с тяжелым материальным положением, дети-сироты, трудные подростки неуспевающие в школе.

Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Начального профессионального образования Профессиональный лицей №24. В исследовании принимали участие учащиеся 1 курса специальности «Тракторист-машинист» количестве 34 человек.

При анализе полученных результатов мы выявили, что у 63% учащихся наблюдается высокий уровень по шкале нейротизма, как видно на рисунке 1. Это говорит о наличии вегетативных расстройств нервной системы, эмоциональной неустойчивости, тревоги, низкой самооценки.

53% учащихся имеют низкие показатели по шкале силы воли, что указывает на повышенную импульсивность, неустойчивость намерений, неуверенность в себе. Это проявляется в том, что человек не может отказаться от ранее усвоенных неприемлемых способов поведения.

У 61% учащихся был выявлен низкий уровень самообладания, что проявляется в доминировании на поведенческом уровне спонтанности, импульсивности в сочетании с обидчивостью и неумением владеть собой в различных ситуациях. Ценность самообладания в его расслабляющем воздействии. Каждая необычная эмоция или напряжение, возникающие в субъективном мире человека, разрушают самообладание. Когда оно разрушено, объективные и субъективные процессы, протекающие в организме, претерпевают пагубное влияние.

57% учащихся имеют низкий уровень развития настойчивости, что свидетельствует о наличии повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности поведения. Настойчивость — личностное качество, характеризующееся способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи.

Эмоциональная устойчивость является показателем, очень тесно связанным с таким свойством личности как тревожность. Высокий уровень тревожности был выявлен у 53% учащихся, что говорит о возникновении страхов и опасений, которые часто являются неоправданными. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

57% учащихся обладают ярко выраженной склонностью демонстрировать эмоциональную возбудимость, что проявляется в неумении контролировать себя и свое поведение в нестандартных ситуациях. Они бурно реагируют на самые незначительные события/ Настроение у них часто и резко меняется.


Консультирование по проблемам подросткового возраста
Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям (Бруменская Г.В., 2002). Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются (Олифирович Н.И., 200 ...

Виды эмоций и чувств
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения пре ...

Учение о рефлексе
В 1853 г немецкий физиолог Э. Пфлюгер (1829 – 1910) экспериментально доказал, несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Он обезглавил лягушку. Казалось, оставшийся фрагмент целостного организма должен вести себя как простой рефлекторный автомат. Однако реакции обезглавленной лягушки не соответствовали предположениям Холла. Она пр ...