Семья как пространство жизнедеятельности
Страница 1

Материалы » Семья как социальная и эмоциональная единица » Семья как пространство жизнедеятельности

Слово «жизнь» используется в различных значениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие от неорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти, представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека.

Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с человеком, а конкретно — с личностью, пришло в конце XIX — начале XX вв. Это осознание связано с философией индивидуализма.

Именно тогда появляется и юридически закрепляется понятие «частной жизни». Иллюстрируя это явление, автор ссылается на художественную литературу того времени, упоминая, в частности, роман Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах».

Этот роман является своеобразной хроникой одной английской семьи на протяжении нескольких поколений. Рождение, брак, разводы, похороны, сделки становятся частным делом этого семейного клана, жестко отделяемым от жизни «других». Типичным представителем семьи является Соме Форсайт. Его семейная трагедия — непоправимая трагедия человека, не вызывающего любовь у своей жены и понимающего это. Жена страдает из-за смерти любовника — и все поведение Сомса Форсайта в этой ситуации определяется лишь желанием наглухо закрыть двери своего дома, чтобы урегулировать драматическую семейную ситуацию.

Выделение частной жизни в качестве базового понятия неизбежно влечет за собой представление о границах семьи как особого пространства жизнедеятельности.

Очень точную иллюстрацию внутрисемейных границ, разделяющих пространство семьи на мужскую и женскую сферу влияния (точнее на сферы, где распространяется власть отца и матери), можно найти у известного писателя Ф. Искандера в рассказе «Большой день Большого дома». Он с юмором и любовью описывает жизнь большой абхазской семьи, живущей в горной деревне и сохранившей все обычаи и традиции патриархального уклада.

Жизнедеятельность

понимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Выдающийся философ и психолог Э. Фромм, говоря о любви как об активной силе, отмечает, что для творческой личности «давать — радостнее, чем брать» не потому, что это лишение, а потому, что в процессе «давать» есть высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.

Существование в пространстве семьи позволяет человеку удовлетворять потребность в символическом продолжении жизни после смерти. В экзистенциальной психологии существует представление о том, что сознание смерти («ужас смерти») является важным детерминантом человеческого опыта и поведения.

Есть несколько путей, которыми человек пытается достичь символического бессмертия.

Первый путь — биологический. Он предполагает продолжение собственной жизни через потомство, через бесконечную цепочку биологических связей. Семья, как пространство совместного проживания мужчины и женщины, уменьшает тревогу смерти, позволяя преодолевать им мучительный страх небытия через рождение детей и внуков.

Второй путь — «творческий». Он представляет собой символическое продолжение жизни через свои труды, через устойчивое личное воздействие на других людей. Родители, черпая личностную поддержку из семьи, передают свой опыт, убеждения своим детям, давая начало бесконечной цепи трансляции интересов и ценностей.

Третий путь — трансцендентный путь внутреннего опыта. Этот путь предполагает обретение символического бессмертия за счет глубокого погружения как в собственные эмоции, так и в эмоции, разделенные с «другим». Человек как бы теряет себя благодаря переживанию столь интенсивному, что время и смерть исчезают, и он остается жить в «непрерывном» настоящем. Семья, устанавливая границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта слияния с другим человеком (так, например, мать «теряет» себя в симбиозе с ребенком, а супруги «проживают настоящее» во время любовного слияния).

Страницы: 1 2 3 4


Топографическая.
Эта версия похожа на предыдущую, но только женщина бессознательно ищет не "отца", а того, кто когда-то произвел на нее сильное впечатление. Это может быть соседский мальчишка, который в детстве катал ее на санках, первая любовь или первый мужчина. Американский сексолог Джон Мани ввел для описания этого явления термин "топ ...

“Найди отличие”. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания. Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослы ...

Особенности творческой личности современного студента
Студенчество представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся рядом специфических черт. Эти специфические характеристики ставят вопрос о необходимости совершенствования научного подхода к управлению процессом становления молодого специалиста, постановки и решения ряда социально-психологических задач. Одной из первоочередны ...