Социально-психологическая компетентность менеджеров

Материалы » Проблема управления и социальной адаптации молодых сотрудников » Социально-психологическая компетентность менеджеров

Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к уровню компетентности различных специалистов. В связи с высокой конкуренцией, увеличиваются нормы, предъявляемые к качеству профессиональной деятельности, что обуславливает необходимость развития личностно-профессиональных качеств специалистов. Наряду с этой проблемой, в настоящее время происходит смещение приоритетов в качествах, которые необходимы менеджеру. Акценты в современных требованиях к руководителю смещаются на решение задач, связанных с наличием у руководителя комплекса профессионально – психологических и личностных качеств: умения разбираться в людях, навыков эффективно влиять на поведение, способности убеждать и мобилизовывать подчиненных на эффективное решение оперативно – служебных задач, лидерство и высокий авторитет, а также способности управлять своими эмоциями и собственным поведением. Наиболее важно изучить социально – психологическую компетентность менеджеров среднего звена по причине специфики их положения в управленческой иерархии: они занимают промежуточное положение между руководителями высшего и низового звена, что свидетельствует о высоком уровне ответственности и подверженности стрессам.

Выявлены наиболее существенные характеристики социально – психологической компетентности менеджеров и способы ее развития. Структурными компонентами социально-психологической компетентности являются: психологический (профессионально – важные качества личности), практико-исполнительский (лидерские способности), когнитивный (обусловлен наличием компетентности в общении).

В процессе исследования было выявлено три уровня развития социально – психологической компетентности – низкий, средний и высокий. Первый уровень социально – психологической компетентности характеризуется стандартностью, формальностью в выполнении управленческих функций, низкой лабильностью и гибкостью. Средний уровень выявляется у руководителя, который ведет себя как профессионал, заинтересованный в развитии собственных способностей, собственного стиля деятельности. Он умеет работать с идеями, которые внешне кажутся противоречивыми, делать выбор из альтернативных действий в двойственных ситуациях. Высокий уровень развития социально – психологической компетентности связан с проявлением творчества в деятельности. Руководитель этого уровня компетентности замечает проявления профессиональной деформации, негативные явления в социально – психологическом климате коллектива и применяет меры для восстановления баланса.

В результате проведенной диагностики был выявлен средний уровень психологического (у 70%, т. е. у большинства респондентов) и практико-исполнительского компонентов (у 60%), когнитивный компонент в своем большинстве имеет низкий уровень развития – у 85%. Далее нами был разработан тренинг по развитию структурных компонентов социально – психологической компетентности специалистов, где акцент был сделан на развитие когнитивного компонента. Эффективность данного тренинга была доказана исходя из проведенной вторичной диагностики, которая выявила увеличение уровня психологического (теперь у большего количества испытуемых высокий уровень развития), практико-исполнительского и когнитивного компонента (70% респондентов стали иметь высокий и средний уровень развития).

Поэтому, социально – психологическая компетентность менеджера среднего звена, выступает как условие влияния на эффективность его деятельности, и средством повышения социально-психологической компетентности может выступать социально-психологический тренинг, направленный на раскрытие структурных компонентов социально – психологической компетентности специалистов.


Виды внутриличностных конфликтов
Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов. Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов 1. «Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и п ...

Факторный метод анализа структуры личности
Черты личности, как подчеркивал Оллпорт, существуют реально, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количественно измерять. Опытное исследование тех из них, что формируют ядро личности, проводили Айзенк, Кеттелл, Гилфорд и др., стремясь доказать, что базисная структура личностных черт влияет на поведенческие реакции человека. В свои ...

Сравнение
Сравнение выявляет сходство и различие явлений, предметов, процессов, мнений различных групп людей и т.д. Сравнение позволяет установить, что и как влияет на то или иное явление, а так же установить роль тех или иных факторов в нашем общении. Схема сравнения: Внимательно изучить объекты, которые нужно сравнить. Выделить параметры, по ...