Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.
Страница 1

Материалы » Промежуточная память и механизм сна » Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.

В данном случае подразумевается способность человека при определенных условиях слышать и запоминать речь в состоянии обычного естественного сна. По пробуждении все услышанное воспроизводится по памяти (наизусть). Способность к восприятию и запоминанию речи во время естественного ночного сна легко вырабатывается специальной тренировкой в течение 2-4 недель. Если данная способность специально не формируется, спящий либо просыпается при подаче текста, либо продолжает спать, не воспринимая и не запоминая подаваемого текста. Воспринятое во время сна содержание речи либо переживается как мысли неизвестно как попавшие в голову, спонтанно возникшие, либо — как события, возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.

Воспринятая во время сна информация прочно сохраняется в памяти. В одном случае испытуемый через 8 лет после опыта помнил содержание того, что ему читалось во время сна, и не мог даже вкратце воспроизвести содержание ни одного из рассказов, прочитанных в тот же период при бодрствовании.

Данный эффект можно с успехом применять для запоминания больших текстовых данных (лекционный материал, страницы из учебников и т.д.), изучения иностранных языков, сложных определений и формул, слов роли в актерском деле и т.д.

Метод запоминания во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты. Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти обучали их во время сна. В Эфиопии сыщикам в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника.

Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия речи во время естественного сна поставил А.М.Свядощ в 1936 году. Более того, в 1940 году он обобщил свои исследования и представил их в виде диссертационной работы «Восприятие речи во время естественного сна». Именно она и проложила путь к научному осмыслению гипнопедии.

Учёным были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), переданную другими лицами или воспроизводимую в звукозаписи. Воспринятая таким образом речь может усваиваться без искажения и воспроизводиться после пробуждения. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в обычном состоянии бодрствования. Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не отмечали.

Но каким образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.

А.М.Свядощ считает, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на любой посторонний шум. Но как только малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно пробуждается. Военнослужащий может крепко спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно начнет бодрствовать, когда услышит сигнал тревоги, поданный часовым.

Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в «царстве Морфея» человек может поддерживать контакт — раппорт (от французского rapport — отношения, связь, сношения) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом, конечно же, будет частичным.

Ничего не зная о его работах, в 40-х годах исследования по проблеме гипнопедии проводил также заведующий Института языковедения Академии наук УССР кандидат филологических наук Л.А. Близниченко. Он много думал о новой, еще не существующей отрасли педагогики. Как учить иностранному языку? Целым фразам или отдельным словам и выражениям? Переводить сразу на родной язык или нет? Нужно ли повторять днем, что запомнил во сне, или, наоборот, просматривать текст предварительно?

Прошли годы, и Л.А.Близниченко разработал методику обучения людей во время естественного сна.

По данным автора, человек во сне запоминает от 92% до 100% учебного материала. Знания у обучающихся во сне, таким образом, более глубокие, чем у тех, кто осваивает науку обычным методом. Например, продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии можно сократить в три-четыре раза.

Нашлись энтузиасты, которые прослышав о чудесных возможностях гипнопедии, экспериментировали на себе. Кому же не хочется, не затрачивая усилий, выучить, например, английский язык?

Страницы: 1 2


Потребность в смысле жизни
Потребность в осмысленности своего существования и деятельности — наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций — они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетво ...

Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотреть ее специфику: 1) Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка. 2) При обследовании речи ребенка раннего возра ...

Студенческое кураторство как решение проблемы
В настоящее время остро стала проблема воспитания студентов в университете: обязан ли ВУЗ заниматься этим? Если да, то кто этим займется? Во многих ВУЗах существуют Институты кураторов, но их работа оставляет желать лучшего, потому что, как правило, кураторы - это преподаватели, которые видят мир с преподавательской точки зрения, порой ...