Эффективность психотерапии - парадокс эквивалентности и его возможные трактовкиСтраница 2
Но это преимущество можно объяснить, например, тем, что методы измерения эффективности фиксируют в первую очередь поведенческие изменения у пациентов, а не количество или качество инсайтов, пережитых ими в ходе терапии. Еще одно возможное объяснение: подавляющее большинство подобных исследований проводится психотерапевтами, которые придерживаются именно когнитивно-бихевиоральной ориентации, поэтому неудивительно, что результаты интерпретируются в пользу “родного” направления.
Как же можно объяснить “парадокс эквивалентности" - малую степень различий в эффективности столь отличающихся между собой психотерапевтических форм? Каковы возможные трактовки? Выделяют три альтернативных гипотезы:
различные психотерапии обеспечивают сходную эффективность посредством различных психотерапевтических процессов;
различная эффективность психотерапевтических методов действительно имеет место, однако эти эффективные воздействия на разные аспекты внутреннего мира человека, его психики остаются незафиксированными, поскольку у нас пока нет достаточно дифференцированных психодиагностических средств и адекватных исследовательских стратегий, чтобы уловить эти различия;
различные терапии включают в себя определенные общие для всех компоненты, оказывающие лечебное воздействие, хотя и не занимают центрального места в присущем данной школе теоретическом обосновании психотерапевтического изменения.
В настоящее время ни одну из этих трех гипотез невозможно полностью ни доказать, ни опровергнуть. Пожалуй, наибольшее число сторонников собрала третья альтернатива, предполагающая наличие общих факторов, присущих всякому психотерапевтическому подходу.
К ним, в первую очередь, относятся: теплота и поддержка; внимание к пациенту; надежность психотерапевта; некоторая доля суггестии; ожидание улучшения и запрос на улучшение.
Среди общих факторов наиболее исследованы так называемые “необходимые и достаточные условия" личностного изменения пациента, выявленные в рамках клиент-центрированного подхода: эмпатия, позитивное отношение, ненавязчивая теплота и конгруэнтность (подлинность) психотерапевта.
Практически все школы психотерапии признают, что данные характеристики отношения терапевта к пациенту эффективного лечения и являются также фундаментальными в построении терапевтического альянса.
М. Лэмберт и А. Бергин предлагают следующий перечень общих факторов, сгруппированных в три категории (поддержка, научение, действие), связанных с успешным исходом психотерапии (см. таблицу):
Таблица 1.
Факторы, обусловливающие успешность психотерапии.
Поддержка |
Научение |
Действие |
Катарсис Идентификация с психотерапевтом Уменьшение социальной изоляции Позитивные отношения Снятие напряжения Терапевтический альянс во взаимодействии Компетентность психотерапевта Теплота, уважение, принятие, эмпатия, аутентичность терапевта Доверие |
Информация Аффективные переживания Принятие проблематичного опыта Изменения ожиданий относительно собственной эффективности Когнитивное научение Корректирующий эмоциональный опыт Исследование внутренних фреймов Обратная связь Инсайт Принципы |
Поведенческая регуляция Когнитивное совладание Совладание со страхом Принятие риска Подражание Упражнение Тестирование реальности Опыт переживания Активное участие успеха Проработка |
В последнее время все более очевидно, что определенные личностные качества пациента играют существенную роль в формировании терапевтических отношений и влияют на исход терапии.
“Переменными” клиента считаются организация его Эго, зрелось, мотивация, способность активно включиться в предлагаемый межличностный процесс.
В последние годы проявляется тенденция не столько к сопоставлению эффективности различных психотерапевтических направлений в целом, сколько к рассмотрению возможного воздействия конкретной терапевтической техники на конкретное психическое нарушение независимо от исходного общетеоретического направления.
В результате этих исследований, с одной стороны, подтверждается ведущая роль “неспецифичных” компонентов психотерапии; а с другой - удается обнаружить некоторые специфичные факторы.
Например, в случае лечения депрессии в контексте когнитивно-бихевиорального направления важным моментом является новый способ описания проблемы, предлагаемый терапевтом, а также постоянная “обратная связь" от терапевта к пациенту относительно продвижения последнего.
В исследованиях с применением плацебо обнаружено, что самочувствие пациентов, получивших плацебо, улучшается в большей степени, чем лиц из контрольной группы, не получивших никакой терапии, но те, кто прошел психотерапию, демонстрируют еще большее улучшение своего состояния.
Проблема стресса и дистресса в труде
Сама проблема стресса заявила о себе именно в XX столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начина ...
Понятие о способностях и их общая характеристика
В настоящее время сложилось три подхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностями понимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIX вв., способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и нав ...
Возрастные особенности
Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, ...