Эффективность психотерапии - парадокс эквивалентности и его возможные трактовкиСтраница 2
Но это преимущество можно объяснить, например, тем, что методы измерения эффективности фиксируют в первую очередь поведенческие изменения у пациентов, а не количество или качество инсайтов, пережитых ими в ходе терапии. Еще одно возможное объяснение: подавляющее большинство подобных исследований проводится психотерапевтами, которые придерживаются именно когнитивно-бихевиоральной ориентации, поэтому неудивительно, что результаты интерпретируются в пользу “родного” направления.
Как же можно объяснить “парадокс эквивалентности" - малую степень различий в эффективности столь отличающихся между собой психотерапевтических форм? Каковы возможные трактовки? Выделяют три альтернативных гипотезы:
различные психотерапии обеспечивают сходную эффективность посредством различных психотерапевтических процессов;
различная эффективность психотерапевтических методов действительно имеет место, однако эти эффективные воздействия на разные аспекты внутреннего мира человека, его психики остаются незафиксированными, поскольку у нас пока нет достаточно дифференцированных психодиагностических средств и адекватных исследовательских стратегий, чтобы уловить эти различия;
различные терапии включают в себя определенные общие для всех компоненты, оказывающие лечебное воздействие, хотя и не занимают центрального места в присущем данной школе теоретическом обосновании психотерапевтического изменения.
В настоящее время ни одну из этих трех гипотез невозможно полностью ни доказать, ни опровергнуть. Пожалуй, наибольшее число сторонников собрала третья альтернатива, предполагающая наличие общих факторов, присущих всякому психотерапевтическому подходу.
К ним, в первую очередь, относятся: теплота и поддержка; внимание к пациенту; надежность психотерапевта; некоторая доля суггестии; ожидание улучшения и запрос на улучшение.
Среди общих факторов наиболее исследованы так называемые “необходимые и достаточные условия" личностного изменения пациента, выявленные в рамках клиент-центрированного подхода: эмпатия, позитивное отношение, ненавязчивая теплота и конгруэнтность (подлинность) психотерапевта.
Практически все школы психотерапии признают, что данные характеристики отношения терапевта к пациенту эффективного лечения и являются также фундаментальными в построении терапевтического альянса.
М. Лэмберт и А. Бергин предлагают следующий перечень общих факторов, сгруппированных в три категории (поддержка, научение, действие), связанных с успешным исходом психотерапии (см. таблицу):
Таблица 1.
Факторы, обусловливающие успешность психотерапии.
Поддержка |
Научение |
Действие |
Катарсис Идентификация с психотерапевтом Уменьшение социальной изоляции Позитивные отношения Снятие напряжения Терапевтический альянс во взаимодействии Компетентность психотерапевта Теплота, уважение, принятие, эмпатия, аутентичность терапевта Доверие |
Информация Аффективные переживания Принятие проблематичного опыта Изменения ожиданий относительно собственной эффективности Когнитивное научение Корректирующий эмоциональный опыт Исследование внутренних фреймов Обратная связь Инсайт Принципы |
Поведенческая регуляция Когнитивное совладание Совладание со страхом Принятие риска Подражание Упражнение Тестирование реальности Опыт переживания Активное участие успеха Проработка |
В последнее время все более очевидно, что определенные личностные качества пациента играют существенную роль в формировании терапевтических отношений и влияют на исход терапии.
“Переменными” клиента считаются организация его Эго, зрелось, мотивация, способность активно включиться в предлагаемый межличностный процесс.
В последние годы проявляется тенденция не столько к сопоставлению эффективности различных психотерапевтических направлений в целом, сколько к рассмотрению возможного воздействия конкретной терапевтической техники на конкретное психическое нарушение независимо от исходного общетеоретического направления.
В результате этих исследований, с одной стороны, подтверждается ведущая роль “неспецифичных” компонентов психотерапии; а с другой - удается обнаружить некоторые специфичные факторы.
Например, в случае лечения депрессии в контексте когнитивно-бихевиорального направления важным моментом является новый способ описания проблемы, предлагаемый терапевтом, а также постоянная “обратная связь" от терапевта к пациенту относительно продвижения последнего.
В исследованиях с применением плацебо обнаружено, что самочувствие пациентов, получивших плацебо, улучшается в большей степени, чем лиц из контрольной группы, не получивших никакой терапии, но те, кто прошел психотерапию, демонстрируют еще большее улучшение своего состояния.
Скучно так сидеть
Цель: развитие внимания. Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные ...
Меланхолик
Отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью, неуверенностью.
Голос тихий, речь замедленная, мимика и движения бедны и невыразительны.
Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным, у него всегда плохое настроение. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, незначительный повод может выз ...
Последствия конфликта
Что же может произойти, если мы будем использовать этику личности, и так ли она опасна?
Если мы пытаемся использовать стратегию и тактику влияния на людей, чтобы заставить других делать то, что мы хотим, а наш собственный характер при этом далеко не безупречен, отличается скрытностью и неискренностью, то мы не сможем добиться долгосроч ...