Особенности творческой личности современного студента
Страница 1

Материалы » Связь типа учебного заведения с мотивацией студента в условиях реформы » Особенности творческой личности современного студента

Студенчество представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся рядом специфических черт. Эти специфические характеристики ставят вопрос о необходимости совершенствования научного подхода к управлению процессом становления молодого специалиста, постановки и решения ряда социально-психологических задач. Одной из первоочередных задач, связанных с совершенствованием управления процессом становления специалиста, является переход к интенсивным методам подготовки будущих специалистов, направленных на обучение преимущественно навыкам творческого мышления. Это связано с тем, что творчество – это процесс создания чего либо, где ключевую роль играет создатель или субъект творчества. Поэтому лишь при условии развития креативности в процессе получения профессиональных знаний, объект обучения постепенно становится способным стать субъектом обучения, а, следовательно, и субъектом собственной жизни.

Несмотря на давний интерес психологов к изучению творчества и креативности, единого представления о природе, структуре творческих способностей до сих пор нет. В исследовании мы анализируем проявления креативности во взаимосвязи с феноменом «самоактуализация», самооценкой и локусом контроля, выражающимся в степени ответственности человека за то, что происходит в его жизни и определяющим способом интерпретации причин значимых событий.

Выявлена значимая корреляционная связь между образной креативностью и самооценкой внешности (r=0,20; p<0,01). Чем выше образная креативность у студентов, тем выше они оценивают собственную внешность и удовлетворены ею. Внешность – это образ, который является косвенным отражением внутренних психологических особенностей человека. Формирование внешнего облика – это преднамеренный или стихийный процесс. Но даже если человек сам активно формирует свой внешний образ, ему бывает сложно ответить на вопрос, почему он выбрал тот или иной элемент образа, и какие психологические особенности способствовали этому выбору. Данная корреляционная связь позволяет предположить, что люди с высокой образной креативностью уделяют большее внимание формированию своей внешности и более тщательно выбирают элементы внешнего образа, что способствует раскрытию их индивидуальности.

Сравнение с помощью метода углового преобразования Фишера показало, что студенты с высокой вербальной креативностью значимо отличаются от низкокреативных по параметру «самооценка». Они высоко оценивают свои умственные способности (ϕ=2,27;р<0,02), силу характера (волевые качества) (ϕ=2,53;р<0,01) и авторитет среди сверстников (ϕ=2,39;р<0,01). Вероятно, самооценка их творческих способностей также будет высокой, поскольку для того, чтобы быть творческим необходимо считать себя таковым.

Обнаружено, что студенты с высокой вербальной и образной креативностью склонны проявлять интернальность в межличностных отношениях (ϕ=2,00;р<0,03; ϕ=1,84;р<0,05). Они считают себя способными контролировать свои неформальные отношения с другими людьми. Получается, что в ситуации неприятия или отвержения со стороны группы, некоторые студенты с высокой образной креативностью будут способны принять данную позицию и сознательно находиться в числе отвергаемых, поскольку их внутренние особенности идут в разрез с групповыми нормами и правилами. В этом случае можно говорить о социальной смелости высококреативных студентов.

Обнаружено, что самоактуализация тесно связана с интернальным локусом контроля. Следовательно, самоактуализирующиеся студенты считают, что большинство значимых событий их жизни происходит в результате влияния их собственных действий. Они чувствуют себя ответственными за происходящие события в области достижений, неудач, в области семейных, межличностных и производственных отношений.

Страницы: 1 2


Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучен ...

Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности учителя
Профессиональная активность (ПА) - ведущая активность в деятельности учителя начальных классов. ПА - это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем: 1) потенциала активности в профессиональной деятельности, 2) регулятивного компонента ПА, 3) динами ...

Теоретические аспекты темы. Характеристика интровертного типа
Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.[2] Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная уста ...