Введение
Страница 2

По-видимому, переживание соотношений не должно быть функцией только лишь мышления. Приведенный нами пример с очевидностью показывает, что относительная близость или отдаленность чернильницы, как и ее нахождение справа или слева, дано вместе с переживанием этой чернильницы, ведь красную чернильницу я воспринимаю как находящуюся слева и дальше, а не просто как чернильницу как таковую. Несомненно, что в данном случае источником переживания соотношения следует считать восприятие.

В психологической литературе проблема переживания соотношений стоит давно, являясь одним из наиболее спорных вопросов. Одни исследователи допускают возможность восприятия соотношений, другие же считают это невозможным, полагая, что постичь взаимоотношения можно лишь с помощью мышления. Для этих последних постижение отношений всегда представляет собой продукт мышления, тогда как для сторонников первой точки зрения взаимоотношения могут быть даны и при восприятии.

В пользу этого последнего соображения наиболее веские доводы приводит А. Брунсвиг. Он показал, что о невозможности непосредственного восприятия отношений можно говорить лишь в том случае, если мы заранее уверены в том, что на нас воздействуют только лишь раздражители, соответствующие ощущению, а не отношения, существующие между самими предметами. Как писал Брунсвиг, «когда я смотрю на два цветных пятна или две линии различной длины, то испытываю некое состояние, которое можно охарактеризовать следующим образом: я непосредственно вижу, что цвета похожи или что из двух линий А длиннее, чем В; и это непосредственное видение безусловно следует считать восприятием, пусть не чувственным восприятием, но все-таки восприятием, то есть непосредственным постижением объекта».

Страницы: 1 2 


Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией
В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессиональной Я-концепции и образа Я. Другие ученые обращаются к рассмотрению понятий образ Я и самооценка ...

Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива с ...

Характеристика раннего детского возраста
Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет: младенчество (от 0 до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьма значительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где ...