Психологические аспекты профессионального восприятия в автоматизированных информационных системах

Материалы » Психология интеллекта в журналистике » Психологические аспекты профессионального восприятия в автоматизированных информационных системах

Эмпирическое исследование заключается в оценке перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС–банкинг. Решение задач по обозначенной проблеме осуществлялось посредством следующего методического аппарата: экспериментальное исследование объема зрительного восприятия осуществлялось по модифицированной методике Т.П.

Зинченко; точность идентификации зрительного стимула определялась по эталону памяти, а скорость обнаружения зрительного стимула выявлялась опытным путем (данные методики адаптированы к условиям профессиональной деятельности операторов РС-банкинга автоматизированной банковской системы); выявление индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость - тест "Включенные фигуры" К.Готтшальдта. В эксперименте приняло участие 170 испытуемых.

В результате исследования выявлено:

Наибольшее количество операторов затрачивали на обнаружение указанной в инструкции информации от 2,0 до 3,0 с., а наименьшее количество операторов от 10,1 до 11,0 с. По результатам исследования установлено среднее время обнаружения зрительного стимула, которое составляет для испытуемых с высокой скоростью обнаружения - 3,77 с., а для испытуемых с низкой скоростью - 7,48. Также установлено, что показатели скорости обнаружения зрительного стимула операторов автоматизированных информационных систем имеют тенденцию к увеличению с ростом профессионального опыта работы и уровнем квалификации.

Объем зрительного восприятия обусловлен уровнем квалификации, опытом профессиональной работы. По полученным результатам можно утверждать, что объем зрительного восприятия операторов автоматизированных информационных систем носит профессионально обусловленный характер. Предположение о том, что объем зрительного восприятия влияет на показатели решения перцептивных задач подтвердилось частично и установлено, что объем зрительного восприятия влияет на показатели точности идентификации зрительного стимула.

Анализ психологического содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем и экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать обоснованные выводы о том что, особенности восприятия обусловлены операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем. Элементы автоматизированной информационной системы, используемые в деятельности оператором, при получении, преобразовании информации и пр., влияют на исследуемые параметры восприятия, а именно на объем зрительного восприятия и показатели решения перцептивных задач. Таким образом, развитие информационных технологий, расширение сфер их эксплуатации в банковской области предполагает формирование устойчивых психических новообразований, обусловленных воздействием и содержанием профессиональной деятельности. Применение автоматизированных информационных технологий упрощает профессиональные функции субъекта труда и, тем самым, способствует ускорению исполнительной части и увеличению производительности труда, приводит к изменениям психофизиологических процессов, а именно, характеристик перцептивной составляющей.


Сотрудничество коллектива
В России сегодня практически невозможно найти предприятие, руководство которого было бы довольно достигнутыми результатами. Мало кто из российских руководителей оценивает эффективность использования внутреннего потенциала предприятия выше 50%. Но из вечных российских вопросов "Что делать?" и "Кто виноват?" руководите ...

Изучение профессиональной деформации федеральных судей
В Постановлении Совета судей от 26 декабря 2002 года №86 отмечены специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным и эмоциональным стрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемые решения. Эти условия могут приводить к преждевременной утрате профессиональной трудоспособности. По мнению ...

Подготовьтесь к контакту
Если мы подготовлены к контакту, шансы на успех значительно повышаются. Однако подготовиться - вовсе не значит вызубрить наизусть текст. Подготовиться к контакту - научиться действовать так, чтобы в результате переговоров достигнуть намеченной цели или, по меньшей мере, к ней приблизиться. Перед началом контактов задайте себе вопрос: ...