Психологические аспекты профессионального восприятия в автоматизированных информационных системах

Материалы » Психология интеллекта в журналистике » Психологические аспекты профессионального восприятия в автоматизированных информационных системах

Эмпирическое исследование заключается в оценке перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС–банкинг. Решение задач по обозначенной проблеме осуществлялось посредством следующего методического аппарата: экспериментальное исследование объема зрительного восприятия осуществлялось по модифицированной методике Т.П.

Зинченко; точность идентификации зрительного стимула определялась по эталону памяти, а скорость обнаружения зрительного стимула выявлялась опытным путем (данные методики адаптированы к условиям профессиональной деятельности операторов РС-банкинга автоматизированной банковской системы); выявление индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость - тест "Включенные фигуры" К.Готтшальдта. В эксперименте приняло участие 170 испытуемых.

В результате исследования выявлено:

Наибольшее количество операторов затрачивали на обнаружение указанной в инструкции информации от 2,0 до 3,0 с., а наименьшее количество операторов от 10,1 до 11,0 с. По результатам исследования установлено среднее время обнаружения зрительного стимула, которое составляет для испытуемых с высокой скоростью обнаружения - 3,77 с., а для испытуемых с низкой скоростью - 7,48. Также установлено, что показатели скорости обнаружения зрительного стимула операторов автоматизированных информационных систем имеют тенденцию к увеличению с ростом профессионального опыта работы и уровнем квалификации.

Объем зрительного восприятия обусловлен уровнем квалификации, опытом профессиональной работы. По полученным результатам можно утверждать, что объем зрительного восприятия операторов автоматизированных информационных систем носит профессионально обусловленный характер. Предположение о том, что объем зрительного восприятия влияет на показатели решения перцептивных задач подтвердилось частично и установлено, что объем зрительного восприятия влияет на показатели точности идентификации зрительного стимула.

Анализ психологического содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем и экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать обоснованные выводы о том что, особенности восприятия обусловлены операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем. Элементы автоматизированной информационной системы, используемые в деятельности оператором, при получении, преобразовании информации и пр., влияют на исследуемые параметры восприятия, а именно на объем зрительного восприятия и показатели решения перцептивных задач. Таким образом, развитие информационных технологий, расширение сфер их эксплуатации в банковской области предполагает формирование устойчивых психических новообразований, обусловленных воздействием и содержанием профессиональной деятельности. Применение автоматизированных информационных технологий упрощает профессиональные функции субъекта труда и, тем самым, способствует ускорению исполнительной части и увеличению производительности труда, приводит к изменениям психофизиологических процессов, а именно, характеристик перцептивной составляющей.


Профессиональные качества психолога
О каких же профессиональных качествах личности психолога-практика можно вести разговор? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога-практика, как профессионала. Его профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе реше ...

Консультативно-рекомендательная работа
Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача-психоневролога, психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся ...

Абрахам Маслоу. Научное наследие.
Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формировани ...