Изучение профессиональной деформации федеральных судей
Страница 1

Материалы » Психологические особенности сотрудников правоохранительных органов » Изучение профессиональной деформации федеральных судей

В Постановлении Совета судей от 26 декабря 2002 года №86 отмечены специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным и эмоциональным стрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемые решения. Эти условия могут приводить к преждевременной утрате профессиональной трудоспособности. По мнению Совета судей, назрела необходимость в специальных социально-психологических и психофизиологических исследованиях, выявляющих факторы, негативно влияющие на психику судьи, а также в выработке конкретных мер по снижению их отрицательного воздействия. Жареные кабачки с сыром Жареные кабачки с сыром для семейного ужина instacook.me.

По нашему мнению изучение факторов, которые негативно влияют на судью в процессе труда, должно проходить с учетом профессионально-личностных особенностей судей, а также последствий влияния этих факторов. К таким последствиям мы относим профессиональную деформацию личности. Профессиональная деформация личности – это изменение сложившейся структуры личности, негативно сказывающейся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Выше приведенные факты доказывают, что существует нормативно-правовой запрос на исследования профессиональной деформации судей, интерес судейского сообщества к данной проблеме, потребность психологов в результатах такого исследования – все это и определяет актуальность выбранной нами темы.

Совпадая по некоторым параметрам с другими социономическими (Е.А. Климов) профессиями, судебная деятельность имеет и свои отличительные характеристики и предъявляет своеобразные требования к судье.

Согласно Закону «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Такие положения обусловливают необходимость ряда самоограничений в жизнедеятельности судей - ограничение круга общения, критического отношения к окружающим и к себе.

На сегодня загруженность судей выше норм, определенных в нормативных актах, обусловлена ростом количества дел во всех судах. К высоким нагрузкам добавляется и фактор жесткой временной регламентации – законодатель устанавливает жесткие сроки производства по делу, не всегда здесь учитываются особенности дела.

Еще один фактор профессиональной деятельности судьи связан с особенностями российского законодательства. Процессуальные нормы сложны и громоздки, их соблюдение требует от судей значительных усилий. Ситуация усугубляется возникновением большого числа коллизий между отдельными законодательными актами, это затрудняет когнитивную и конструктивную стороны деятельности судьи, осложняет процесс принятия решения по делу.

Предмет труда судей - это люди с деформированной психикой, нарушенным правосознанием, преступившие закон, - это конфликтные ситуации, развитие которых приобретает острые формы. При этом деятельность судьи предполагает вхождение в контакт с обвиняемым, общение с ним в уважительной манере, соблюдение презумпции невиновности. Судья должен управлять конфликтом в зале суда, предупреждать его эскалацию. В такой ситуации очень легко возникают психологические барьеры между судьей и участниками процесса, которые снижают адаптивность психики судьи. Властный характер деятельности судьи, традиционное и идеологизированное понимание судьями своих целей и назначения – «вершить правосудие», «стоять на страже закона», «бороться с преступностью» также оказывают деформирующее влияние на личность судьи. Велико влияние судейской солидарности, предвзятости и тенденциозности. Высокое психоэмоциональное напряжение, экстремальный характер труда, высокая ответственность за последствия решений, опасения за безопасность близких и собственную – все это является стрессовыми факторами для судей.

Следствием развития профессиональных деформаций становятся судебные ошибки, предъявления обвинений с «запасом», упрощение процедуры разбирательства, провоцирующее поведение судей. В практическом смысле составление портрета профессиональных деформаций позволит формировать программу развития профессионала таким образом, чтобы совершенствовать сильные стороны личности судьи и компенсировать слабые, не допуская ее искажения.

Потребность в дополнении имеющихся знаний и проведении новых психологических исследований профессиональной деформации определяет выбор темы нашей исследовательской работы. Исследование проводилось в январе-феврале 2008 года в Верховном республиканском суде.

Объектом исследования являются – 30 федеральных судей Верховного суда, со стажем работы в должности судьи от 3 лет до 31 года. Предмет исследования – профессиональные деформации судей.

Целью настоящего практического исследования явилось выявление характеристик профессиональной деформации судей. Цель определила постановку следующих задач:

Страницы: 1 2


Характерные черты подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно и специфик ...

Школьная дезадаптация
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. С понятием “школьной дезадап ...

Коммуникативный аспект саморазрушительного поведения при психических расстройствах
Современное общество характеризуется выраженным ростом аутоагрессивных тенденций, понимаемых в широком смысле как осознанное или неосознанное намеренное неблагополучие в различных жизненных сферах - соматической, психосоциальной и духовной. В рамках отечественной модели самодеструкции рассматривается широкий круг феноменов пожизненной в ...