История происхождения психолого-педагогической антропологии
Страница 1

Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозначения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было.

Антропология — это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.

Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809—1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучающей его науке — антропологии Ч.Дарвин изложил в различных публикациях, прежде всего, в основном труде своей жизни «Происхождение видов путем естественного отбора». Комплекс разнообразных человековедческих знаний, который очень быстро накопила антропология, объективно сделал ее универсальной наукой о человеке — одновременно синкретичной и динамичной.

Сегодня существуют философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и другие антропологии. А бывшая универсальной антропология стала лишь одной из человековедческих наук естественнонаучного направления. Она включает в себя расоведение, морфологию человека, антропогенез и, как ни странно, педагогическую антропологию. Этот раздел антропологии дает весьма поучительную информацию для человековедения, в том числе и для педагогики. Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов , К.Д.Ушинский. В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки учителя.

Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательного процесса.

Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.

Современная педагогическая антропология интегрирует все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологии, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и пр. Традиция философской антропологии — подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из ведущих принципов современной педагогической антропологии. Концепция О. Больнова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в процесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирована российской педагогической антропологией. В то же время подходы и иных антропологии существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдельные грани, различные ипостаси человека и ребенка.

Подход к психолого-педагогической подготовке студентов, ориентированный на предметное добавление дисциплин, при отсутствии целостного подхода к изучению человека, его психики и взаимосвязи душевного и физического, несостоятелен. Необходима «целостная фундаментальная учебная дисциплина Психолого-педагогического профиля, преемственно решающая задачи развития, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, использующая теории и технологии самопознания. Содержание указанной дисциплины будет определяться областью целостного человекознания, а также включать обучение культуре внутреннего мира человека и культуре взаимодействия с окружающим миром».

Они исходили из того, что в системе антропологически ориентированных наук об образовании главное место должно принадлежать психологии, дающей педагогу знания о развитии человека и о специфике педагогического руководства этим о развитии человека и о специфике педагога должно быть максимально профессионально ориентированным, т. Е. психология должна стать составной частью педагогической антропологии.

Курс педагогической антропологии может интерпретироваться «как помогающий самоопределению человека, познанию им своей природы, собственного Я, механизмов осуществления себя как индивида, личности и индивидуальности, как телесного, душевного и духовного существа, пониманию им проблем собственного развития, путей и способов их решения, роли и места механизмов педагогической регуляции в этих процессах».

Студенты должны получить представления о современном состоянии и основных направлениях отечественной и зарубежной психологической науки.

Страницы: 1 2 3


Психопатический характер
Важный аспект личности - стремление к власти и потребность доминировать и контролировать. Причина сложности характера - та, что существуют два способа приобрести власть над другими. Один - это задирая или одолевая другого; в этом случае, если девушка не бросает вызов задире, то он начинает чувствовать себя жертвой. Второй путь - воздей ...

Поставьте себе на службу ансамбль из всех трех позиций.
Человек, который умеет во время переговоров легко переключаться с одной позиции на другую, сумеет ловко, как лоцман, провести корабль переговоров между рифов взаимных претензий к взаимоприемлемому решению. Этому навыку свободного владения каждой позицией и свободного переключения с одной позиции на другую можно научиться, затратив на э ...

Дихотомия
Конструкционная система человека состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций. Данное следствие затрагивает ключевую особенность конструкта, а именно: оно предполагает разделение всего на черное и белое, которое не допускает никаких промежуточных оттенков серого. Келли считал, что этот конструкт его теории чаще всего ...