Диспозиционное направление
Страница 1

В психологии существуют два основных направления в исследованиях о личности. Первое основано на выделении тех или иных личностных черт, а второе - на определении типов личности. Черты объединяют группы тесно связанных друг с другом психологических признаков.

Гордон Оллпорт, один из наиболее влиятельных сторонников диспозиционального направления, полагал, что каждая личность уникальна и может быть понята через определение конкретных черт личности, так как поведение человека всегда является результатом определенной их конфигурации.

Согласно диспозициональному подходу, не существует двух абсолютно одинаковых людей. Поведение одного человека обладает известным постоянством, отличаясь вместе с тем от действий другого. У людей имеется широкий набор склонностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (т.е. черт личности).

Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в целом ряде ситуаций: например, если человек по своей сути робок, он будет вести себя робко и сдержанно во множестве ситуаций: в классе, за едой в кафе, в магазине, на вечеринке и пр.

Личностные черты являются генерализованными и устойчивыми, они обеспечивают сходство реакций на многочисленные стимулы и ситуации, придают определенное постоянство поведению человека.

Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности человека, это важная составляющая «личностной структуры».

Люди обычно активно отыскивают социальные ситуации, способствующие проявлению их способностей. Человек, предрасположенный к общению, окажется не только хорошим собеседником в компании, но и инициативным в поиске контактов, если останется в одиночестве. Ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые, куда он активно пытается попасть на сознательном или бессознательном уровне. Таким образом, черты личности и типичные ситуации, где оказывается личность, - функционально взаимосвязаны.

Оллпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие – любые характеристики, присущие определенному количеству людей в пределах данной культуры, поскольку в этом случаи люди испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и поэтому у них развиваются похожие модели адаптации, общие личностные параметры. Например, возможность измерить такую общую черту, как «доминантность/подчиненность», позволяет сравнивать одного человека с другим по этому значимому психологическому параметру.

Индивидуальные черты, или индивидуальные диспозиции,- это уникальные характеристики человека, не допускающие сравнений с другими людьми. Они наиболее точно отражают его личностную структуру. Оллпорт выделял три их типа: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальная диспозиция пронизывает личность так, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Согласно Оллпорту не все люди обладают ею. Центральные диспозиции, яркие характеристики индивидуальности человека, - такие тенденции в его поведении, которые могут легко обнаруживать окружающие. Обычно их бывает 5-10, и все они наиболее точно отражают существенные характеристики конкретной личности.

Черты менее обобщенные, не столь устойчивые и заметные, называют вторичными диспозициями. К ним, например, можно отнести индивидуальные предпочтения в одежде, еде, привычки, обусловленные ситуацией характеристики.

Оллпорт не считал, что личность – это набор не связанных друг с другом диспозиций. Напротив, он подчеркивал, что личность представляет собой их единство и интеграцию, что существует некий принцип, организующий установки, мотивы, ощущения, склонности в единое целое. Он назвал это «проприумом, который охватывает все аспекты личности, способствует формированию чувства внутреннего единства». Проприум как внутреннее единство формируется постепенно, с детства вплоть до зрелости, проходя ряд этапов:

1. Прежде всего необходимо ощущение своего тела; в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать свои телесные ощущения и отличать себя от других предметов – так формируется «телесная самость».

2. Возникает самоидентичность: ребенок овладевает речью и, выучив свое имя, начинает постигать, что остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром, осознает неизменность своего Я независимо от происходящих изменений.

3. Формируется самоуважение как гордость за себя, когда ребенок выполняет что-то самостоятельно (в возрасте 3-4 лет).

4. Расширение самости, когда в возрасте 4-6 лет ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но и значимые элементы окружающего мира, включая и людей (формируется чувство принадлежности – «мое»: мой дом, моя мама, моя сестра.

Страницы: 1 2


Роль мышления в познании
Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Аристотель Познание развивается от незнания к знанию, от знаний менее полных и точных к более полным и точным знаниям. Этот процесс имеет сложный, противоречивый характер. Чувственное познание (или живое созерцание) протекает в трёх основных формах: ощущение ...

Методы
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания; методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков; методика неоконченны ...

Основные функции конфликта
Различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта. При этом главная функция – выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также – определение путей разрешения этих противоречий и развития данног ...