Зависимость частоты воспроизведения слова от его места в ряду

Материалы » Изучение динамики процесса заучивания » Зависимость частоты воспроизведения слова от его места в ряду

Изучая динамику процесса заучивания, можно также выявить и зависимость частоты воспроизведения слова от его места в ряду. Анализируя обще-групповые данные, можно заметить, что от первых слов и до середины списка частота воспроизведения снижается. Однако, начиная с середины, она снова постепенно возрастает. Интересен тот факт, что первое и последнее слово группа в целом воспроизводит одинаково хорошо. Это говорит о том, что испытуемым легче удержать в памяти первые и последние несколько слов. Слова, находящиеся в середине списка являются тяжело запоминаемыми.

Совершенно иначе воспроизводит список слов испытуемый: его график сплошь состоит из спадов и подъёмов. Это объясняется тем, что для запоминания слов, испытуемый не руководствовался их положением в списке. Сам испытуемый утверждает, что объединял слова по их смысловому содержанию, тем самым облегчал себе задачу запоминания. Например, лето он ассоциировал с яблоком, а яблоко с вареньем, поэтому и называл эти три слова подряд, хотя номера этих слов в списке – 4, 8 и 9. Несмотря на это, первые и последние два слова испытуемый воспроизвёл стопроцентно во всех попытках. Только лишь неплохое запоминание начала и конца списка приближают оба графика друг к другу, по остальным же параметрам они абсолютно различны.

Вывод: анализируя результаты эксперимента, мы выясняем, что вся группа испытуемых справилась с поставленной задачей запоминания 15 слов очень неплохо. Процесс заучивания в данной группе динамичен, проценты воспроизведения слов высоки. Результаты эксперимента, касающиеся только одного испытуемого, тоже занимают верхние позиции графика. В целом, группе следует обратить внимание лишь на более точное запоминание слов, находящихся в середине слова.


Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий процесс немыслим без в ...

Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети н ...

Сочетание разных видов памяти ради одной цели
Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже че ...