Психогенные реакции и реактивные состояния

Психогенные реакции - болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием моральной травмы.

Наиболее распространенными формами П.р. являются: психогенная депрессия, ложное слабоумие (псевдодеменция), пуэрилизм, психогенный ступор, бредоподобные фантазии и психогенные параноиды и галлюцинации.

Реактивные состояния.

Многие авторы отмечают склонность умственно отсталых индивидов к реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).

Все описанные особенности психики умственно отсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям, встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у них нередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором, предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; Фелинская Н. И"., 1944).

И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию, истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности их проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и длительность течения.

К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности: аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных, связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М. Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции характеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталых лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность "логическому разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно им клинической картины этих состояний.

По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивных состояниях у умственно отсталых лиц "под влиянием внешних ситуационных факторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническая симптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги в аффективности, нарушаются привычные формы поведения". Атипичность реактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картине преобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что они носят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного времени каких-либо изменений.

Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей с умственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивно возникающие "парааутистические" состояния. Эти расстройства возникали у детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Они проявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции на перемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевого общения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптация в условиях привычного содержания и обучения.

Многие умственно отсталые дети (43%) с трудом переносят свое положение учащихся коррекционной школы. Особенно это относится к девочкам в периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводят часть дня з семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний (Блюменфельд С. с сотр., 1971).

У умственно отсталых детей часто встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость их симптоматики, ее кратковременность и благополучный исход, приходится допустить, что в поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельный вес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствует катамнестическим данным, указывающим на значительную изменчивость симптоматики, ранимость детей и нестойкость компенсаторных возможностей этих больных.


Психологическая теория учебной деятельности
Психология учения изучает широкий круг вопросов, охватывающих процесс приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека — его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека, так как он получает знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействи ...

Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам
Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно – психологической экспертизы. Судебная психология в качестве предмета включает изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственн ...

Почему ссоры причиняют боль
Причиняет боль не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это говорим. Обычно, когда мужчина ощущает вызов со стороны другого человека, его внимание концентрируется на его собственной правоте, и он забывает о том, что и в споре следовало бы руководствоваться любовью. Автоматически снижается и его способность общаться в уважительн ...