Социальная роль
Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г. Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии:
1) имитация, т.е. механическое повторение;
2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой;
3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.
Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Р. Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
Любая роль имеет структуру:
1. Модель поведения человека со стороны общества.
2. Система представления человека как он должен вести себя.
3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
Разновидности ролей:
· психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
· социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
· активные или актуальные - исполняемые в данный момент;
· латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент
· конвенциональные (официальные);
· стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они ...
Техника ведения беседы
Существует множество способов завязать беседу - их число зависит только от вашего воображения. Бывает, что ситуация сама подсказывает верный путь. Возможно, вы в состоянии кому-то помочь, предоставить полезную информацию или же сами нуждаетесь в помощи и совете - сделайте это темой вашей беседы. Можно поинтересоваться мнением собеседник ...
Общепринятые теории лидерства.
Теория лидерских черт.
Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ...