Введение
В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.
Основными симптомами кризиса являются:
– отсутствие единой науки;
– дефицит устойчивого знания;
– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;
– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания [4].
Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.
Например, по словам Л.С. Выготского доминирующий в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др. [4].
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:
1. психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;
2. психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;
3. психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии [4].
Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:
1. Естественнонаучная
2. Гуманитарная
Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.
Об этом и пойдет речь в настоящем реферате.
Система "человек-машина"
Представим себе, что человек управляет каким-либо объектом. Будет ли это железнодорожный диспетчер или авиадиспетчер, летчик или машинист электростанции, - во всех случаях процесс управления имеет некоторые общие черты. Все изменения управляемого объекта улавливаются с помощью каких-либо датчиков, сигналы от датчиков преобразуются и под ...
Заключение.
Мысли Маслоу о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденции к стереотипизации, конформизму, которое пытается навязать общество личности, явились основой его успеха в определенных научных и социальных кругах.
Большое признание получила и мысль Маслоу о том, ...
Профориентация с точки зрения возрастной периодизации
Многие авторы в своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду других этапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии.
Д. Сьюпер, в частности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности и уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогу ...

