Психологические особенности личности террориста
Страница 2

Материалы » Психологическое изучение террористической угрозы » Психологические особенности личности террориста

-мужчины, осужденные по статьям терроризм или близким к нему статьям;

-мужчины, осужденные по «легким» статьям 158 и 159 (кража и мошенничество);

-женщины, осужденные по статьям терроризм или близким к нему статьям;

-женщины, осужденные по «легким» статьям 158 и 159 (кража и мошенничество).

Объем каждой группы составляет 4 человека (общая численность выборки 16 человек). Диагностическое обследование осуществлялось с использованием следующих методик: Тест «Модель камикадзе» (модифицирован Г.А. Аминевым), Тест «Агрессия как социальное научение» (Бандура), Опросник «Басса-Дарки», Тест «Преступный приказ» (Г.А. Аминев, Р.И. Аминева), Танатогенический скрининг-тест (Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, Б.А. Нейман), Тест «Уровень пассионарности» (Г.А. Аминев, Р.И. Аминева), Методика измерения самооценки (А.Ц. Пуни), а также проективные методики и Цветовой тест М. Люшера (адаптирован Л.Н. Собчик).

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы относительно группы террористов и террористок:

-испытуемые проявляют склонность к подчинению приказу, они внушаемы, корыстны, склонны к самоубийству, им свойственно повышенное чувство долга, безжалостность;

-субъектами социального научения выступают семья и друзья;

-испытуемые экстраверты, неконтролирующие себя, защищающиеся, с выраженной личностной агрессией, с ориентацией гнева наружу, характеризуются неустойчивой самооценкой;

Следует уточнить, что в ходе нашего исследования не было выявлено значительных различий по личностным характеристикам между обследуемыми «мужской» и «женской» выборок. То есть представляется возможным предположить, что по личностным особенностям террорист-мужчина и террористка-женщина схожи.

Касательно различий между женщинами-террористками и «обычными» преступницами можно сказать следующее: в группе женщин-террористок значительно выражен уровень пассионарности, что позволяет утверждать о наличии ощущения собственной исключительности, желание поменять этот мир. Также женщины-террористки проявляют большую подозрительность (что подтверждает наличие у террористов феномена постоянной настороженности) и подверженность приказу, что позволяет сделать вывод о том, они подчиняемы, внушаемы, исполнительны, обязательны, склонны к повиновению.

Различия мужчин-террористов от мужчин осужденных по статьям 158, 159 УК РФ в целом схожи с различиями в женской выборке: в группе террористов агрессивность не ярко выражена, субъектом социального научения стабильно выступают семья и друзья; «обычные» же преступники не показали таких четких и стабильных закономерностей.

Стоит отметить, что наиболее достоверные различия были получены в ходе сравнительного анализа женских групп террористок и «обычных» преступниц. Мы предполагаем, что это связанно с тем, что среди женщин-террористок было больше субъектов, осуществлявших свою террористическую деятельность в соответствии с идейными, религиозными соображениями, в то время как среди мужчин, осужденных по статьям терроризм больше так называемых «меркантильных террористов». К тому же мы признаем малочисленность выборки, но объясняется это специфичностью и малочисленностью генеральной совокупности.

Личность террориста всегда привлекала к себе внимание исследователей. Считалось, что стоит понять это сложноорганизованное целое, как все станет понятным в психологии терроризма и проблема борьбы с ним получит надежную научную базу. Однако именно это оказалось наиболее сложной задачей как в теоретическом, так и в методологическом планах.

Страницы: 1 2 


Влияние индивидуально-типологических особенностей на восприятие студентами образовательной среды педагогического ВУЗа
Целью исследования явилось выявление особенностей восприятия образовательной среды студентами. Мы предполагаем, что восприятие студентами образовательной среды зависит от влияния индивидуально-типологических особенностей личности. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Психодиагностическая методика В.М. Русалова (опросник фо ...

Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР
Логопедическая работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения русскому языку учащихся начальных классов с дизорфографией. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания, текст ...

Некоторые механизмы негативного информационно-психологического воздействия на внешнеэкономическую деятельность государства
Проблема обеспечения экономической безопасности России в информационно-психологической сфере в настоящее время все сильнее привлекает к себе внимание специалистов в сфере информационной безопасности. Масштабы угрозы отечественной экономике в этой сфере, а также уже нанесенный реальный урон безопасности страны столь велики, что выдвигают ...