Методы психологии

Материалы » Психология как наука » Методы психологии

Методами психологии являются:

1) естественный и лабораторный эксперимент;

2) наблюдение;

3) исследование продуктов деятельности человека;

4) метод тестов и анкетирования.

Тестирование - это метод психологической диагностики, в ходе которой используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тесты бывают нескольких видов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросник предполагает ответы испытуемого на заранее сформулированные вопросы, что позволяет судить о его психологических качествах.

Тест-задание дает психологическую оценку действий испытуемого на основе выполнения им ряда специальных заданий.

Тесты также делятся на обучающие (тест-развитие) и оценивающие (тест-успешность).

Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.). Важным здесь является обеспечение достоверности информации.

Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

Существуют следующие методы организации психологического исследования:

Организационные.

Эмпирические.

Приемы обработки экспериментальных данных.

Интерпретационные.

В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования.

От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Эмпирический блок служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов:

обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения);

экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический);

психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа);

праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ);

моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.);

биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.).

Приемы обработки экспериментальных данных были разделены Б.Г. Ананьевым на количественные и качественные. К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации.

Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, но и являющихся исключением или нарушением общих правил.

Интерпретационные методы - синтетические и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическия классификация).

Отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности.

Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований, свойств личности.

Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу.


Структура психического состояния
Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, будем называть интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, - экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, используем понятия интенсивности и эксте ...

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии
Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно ...

Психологическая характеристика возраста
Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: "Кто я?" и ищет ответ на него. У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упря ...