Проблема исследования способностей в психологии

Материалы » Способности как предмет современных психологических исследований » Проблема исследования способностей в психологии

Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что самое главное, он поставил основные задачи психологии развития, дифференциальной психологии и психодиагностики, которые решаются исследователями и в настоящее время. Гальтон предположил, что индивидуальные различия между людьми объясняются влиянием наследственности и среды развития. Для подтверждения этой гипотезы Гальтон предложил использовать метод «разлученных близнецов». В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным, таким образом, положив начала развитию евгеники. По итогам научной работы Френсиса Гальтона можно выделить основные проблемы психологии способностей как научной отрасли:

1. Развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

2. Взаимосвязь специальных и общих способностей.

3. Создание методов измерения способностей. Проблема измерения способностей тесно связана с проблемой структуры способностей.

4. Способности и деятельность.

Между способностями и различными видами деятельности существуют достаточно тесные и сложные отношения. Кроме этого, А.А. Бодалев поставил проблему обусловленности развития способностей средовыми факторами. По его мнению, основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей (но и способности определяют социальную роль и статус); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Это является основным положением в исследовании способностей в отечественной психологии. Замечу также, что в отечественной психологии придавалось значение ведущей роли социального опыта человека, условий его жизни и деятельности. Психические особенности не могут быть врожденными. Это целиком относится и к способностям. Способности всегда результат развития. Они формируются и

развиваются в жизни, в процессе деятельности, в процессе обучения и воспитания.


Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети н ...

Антропология и виртуальная реальность
Вопрос о виртуальной реальности имеет глубокие исторические корни. Сама концепция виртуальной реальности появилась из древней человеческой мечты об освобождении от телесной оболочки, избавлении от границ материального тела. Виртуальная реальность может однажды сделать возможными нереальные мечты, включая: опыт увеличения наших физически ...

Специальная педагогика
Специальная педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. ...