Проблема исследования способностей в психологии

Материалы » Способности как предмет современных психологических исследований » Проблема исследования способностей в психологии

Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что самое главное, он поставил основные задачи психологии развития, дифференциальной психологии и психодиагностики, которые решаются исследователями и в настоящее время. Гальтон предположил, что индивидуальные различия между людьми объясняются влиянием наследственности и среды развития. Для подтверждения этой гипотезы Гальтон предложил использовать метод «разлученных близнецов». В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным, таким образом, положив начала развитию евгеники. По итогам научной работы Френсиса Гальтона можно выделить основные проблемы психологии способностей как научной отрасли:

1. Развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

2. Взаимосвязь специальных и общих способностей.

3. Создание методов измерения способностей. Проблема измерения способностей тесно связана с проблемой структуры способностей.

4. Способности и деятельность.

Между способностями и различными видами деятельности существуют достаточно тесные и сложные отношения. Кроме этого, А.А. Бодалев поставил проблему обусловленности развития способностей средовыми факторами. По его мнению, основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей (но и способности определяют социальную роль и статус); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Это является основным положением в исследовании способностей в отечественной психологии. Замечу также, что в отечественной психологии придавалось значение ведущей роли социального опыта человека, условий его жизни и деятельности. Психические особенности не могут быть врожденными. Это целиком относится и к способностям. Способности всегда результат развития. Они формируются и

развиваются в жизни, в процессе деятельности, в процессе обучения и воспитания.


Исторический аспект формирования и развития профориентации
Зачатки профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей. Основная история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в общественном укладе. К концу 19-го - началу 20-го века относятся первые примеры попыток из ...

Понятие личности в психологии
Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего м ...

Взаимодействие анализаторов
Взаимодействие анализаторов проявляется прежде всего в том, что поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного анализатора под влиянием внешних факторов приводят к изменению характеристик других анализаторов. Так, чувствительность зрительного анализатора может изменяться под влиянием целого ряда факторов. Многие ...