Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что самое главное, он поставил основные задачи психологии развития, дифференциальной психологии и психодиагностики, которые решаются исследователями и в настоящее время. Гальтон предположил, что индивидуальные различия между людьми объясняются влиянием наследственности и среды развития. Для подтверждения этой гипотезы Гальтон предложил использовать метод «разлученных близнецов». В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным, таким образом, положив начала развитию евгеники. По итогам научной работы Френсиса Гальтона можно выделить основные проблемы психологии способностей как научной отрасли:
1. Развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.
2. Взаимосвязь специальных и общих способностей.
3. Создание методов измерения способностей. Проблема измерения способностей тесно связана с проблемой структуры способностей.
4. Способности и деятельность.
Между способностями и различными видами деятельности существуют достаточно тесные и сложные отношения. Кроме этого, А.А. Бодалев поставил проблему обусловленности развития способностей средовыми факторами. По его мнению, основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей (но и способности определяют социальную роль и статус); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Это является основным положением в исследовании способностей в отечественной психологии. Замечу также, что в отечественной психологии придавалось значение ведущей роли социального опыта человека, условий его жизни и деятельности. Психические особенности не могут быть врожденными. Это целиком относится и к способностям. Способности всегда результат развития. Они формируются и
развиваются в жизни, в процессе деятельности, в процессе обучения и воспитания.
Понятие депрессий
Депрессия
(от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии сни ...
Метод опроса
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулирован ...
Психический статус
Внешний вид больной соответствует возрасту, мимика живая, поза удобная. Больная общительная, адекватно реагирует на окружающее, контакт установился быстро. Ориентировка больной в месте, времени, собственной личности и окружающей обстановке сохранена. Нарушения объема, устойчивости и переключаемости внимания при беседе не выявляются. Илл ...