Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
Страница 2

Материалы » Стратегии успешного воспитания личности » Основные факторы, влияющие на успешность воспитания

П.Ф. Лесгафт считал, что основным фактором успешного воспитания является положительное отношение к ребенку в семье. По его мнению, ребенок, окруженный большею разумной добротою и любовью, является более мягким и любящим человеком. Главными основаниями, которых необходимо придерживаться, воспитывая ребенка в семье, П.Ф. Лесгафт называл чистоту, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности [5].

Русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев к свойствам истинного воспитательного идеала отнес следующие:

1) всестороннее развитие общечеловеческих качеств;

2) развитие свойств возрастов, переходящих в другие возрасты;

3) заботливое внимание к тем свойствам возрастов, которые не переходят в другие виды;

4) возможное ослабление плохой наследственности;

5) воспитание человека среди природы и для господства над природой;

6) воспитание человека среди общества, для служения общественному развитию (в отвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму и прекрасному) [4, с. 56-57].

Основной «секрет» успеха воспитания детей советский педагог А.С. Макаренко видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения между собой – все это влияет на детей, формирует их личность. Основные принципы воспитания, по убеждению А.С. Макаренко, должны быть следующие:

1) уважение и требование;

2) искренность и открытость; 3) принципиальность;

4) забота и внимание, знание;

5) упражнение;

6) закалка;

7) труд;

8) коллектив;

9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости;

10) детская радость, игра;

11) наказание и награда [6, с. 48].

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет классифицировать факторы успешности воспитания в зависимости от того, к какому структурному компоненту педагогической системы они относятся.

Первая группа факторов связана с целью воспитательного процесса. К ним можно отнести:

- соответствие поставленной цели возрастным и другим особенностям детей;

- преемственность целей систем разных уровней (семья, детский сад, школа, вуз и т.д.).

Ю.К. Бабанский заметил, что «Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности» [1, с. 67].

Вторая группа относится к учебной информации и включает такие факторы, как:

- содержание, количество и качество учебного материала;

- способ, структура, доступность его изложения.

Третья группа факторов, связанная со средствами педагогической коммуникации, может включать:

- методы и приемы воспитания и обучения;

- применение технических средств обучения и т.д.

К четвертой группе относятся те факторы, которые характеризуют детей как субъектов педагогического процесса:

- уровень общей подготовки;

- общие способности;

- общие характеристики мышления;

- умения и навыки учебного труда;

- работоспособность и другие факторы.

Пятая группа, содержащая факторы, относящиеся к педагогу, воспитателю, состоит из таких причин, как:

- уровень педагогической подготовки;

- уровень знаний;

- работоспособность;

- личностные характеристики и т.д.

К шестой группе, соотносимой с результатом деятельности учебно-воспитательного процесса, относятся факторы, обеспечивающие эффективность обратной связи:

- формы контроля, его периодичность;

- востребованность результатов контроля для корректировки хода процесса и др.

Предлагаемая классификация позволяет полно и всесторонне анализировать то или иное явление, влияющее на ход и результат педагогического процесса, рассматривая его воздействие с точки зрения каждого структурного компонента педагогической системы, тем самым выделяя в составе этого явления отдельные факторы, а также в свете взаимодействия компонентов друг с другом.

Таким образом, факторы успешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование педагогической системы и относящиеся к какому-либо ее структурному компоненту.

Страницы: 1 2 


Роль руководителя в формировании благоприятного психологического климата
Каждый коллектив должен ясно представлять цель своей деятельности, вокруг которой и происходит объединение людей. Ради ее достижения коллектив организован и обладает органами управления. Как говорится, "отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере". Необходимость координации, управления производственным ...

Исследование специфики сенсорного действия
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традиция сугубо количественного анализа результатов сенсорных измерений в зависимости от факторов, заданных ...

Эмоциональный интеллект: модель и проблемы диагностики
Д. Гоулмен выделяет в ЭИ два измерения – «Я–Другие», «Опознание–Регуляция», сочетание которых дает четыре сферы ЭИ: 1) самосознание «Я–Опознание» (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе); 2) самоконтроль «Я–Регуляция» (обуздание эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм); 3) соц ...