Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Страница 1

Материалы » Диагностика межличностных отношений в классе » Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса

Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в раз­ное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возни­кает примерно в пятилетнем возрасте (это не означа­ет, что до этого возраста ребенок может совсем обхо­диться без контактов с другими детьми). Не останавливаясь подробно на дошкольном детстве, отметим, что отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе лег­ко меняется и определяется в основном отношением к нему взрослых (воспитателей в детском саду, ро­дителей). Критерии взаимных оценок детей случайны и часто внешние: новая игрушка, принесенная в садик, успешно выполненное задание и похвала вос­питателя и т. п. Большое значение в это время имеет физическая сила ребенка.

Итак, уже в дошкольном возрасте у детей сущес­твует потребность быть включенным в группу свер­стников, ощущать свою принадлежность к коллек­тиву равных ему. И хотя решающую роль в определении той позиции, которую занимает ребе­нок в группе, играет взрослый, но место сверстни­ков достаточно значимо.

Общая тенденция взаимоотношений детей с кол­лективом выражается в постепенном усилении зна­чения группы сверстников в жизни ребенка. Так, для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников — группа детского сада. В младших классах уже можно выделить два типа отношений между школьниками: 1) отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности, контроля, так называемые деловые отношения, 2) межличностные эмоциональные отношения, кото­рые носят избирательный характер и складываются на основе взаимных симпатий и антипатий. Струк­тура отношений в младших классах устойчивее, чем отношения дошкольников. Позиция социометричес-кой «звезды» в начальных классах довольно устой­чива и уже не столь подвержена случайным влияни­ям; а вот положение изолированных и отверженных весьма непостоянно. Сиюминутное раздражение, оби­да на одноклассника может привести к его «отвер­жению» в какой-то определенный момент, но через . какое-то время ссора забывается и общение восста­навливается. Несмотря на возрастание роли сверстни­ков в жизни младшего школьника, все же главен­ствующее место в определении статуса ребенка занимает позиция учителя. Оценки учителя могут оказать решающее влияние на статус ученика в младших классах. Ребята ощущают необходимость в при­знании у сверстников, остро переживают отсутствие такого признания, но эти эмоции кратковременны и легко проходят; а главное — подвержены измене­нию при взаимодействии со взрослыми.

В подростковом возрасте картина меняется. В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобре­тают нравственно-психологическое содержание. Чрез­вычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. Эмоциональное благопо­лучие ребенка в этом возрасте начинает зависеть от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побужда­ет усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей сте­пени ценятся данным классом; разделение подрост­ком коллективных норм и ценностей, преданность и т. д.

Итак, подростковый возраст характеризуется тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях с окру­жающими занимает сверстник. Коллектив ровесни­ков становится центром внутреннего мира, интере­сов подростка. По сравнению с младшей школой подростковые коллективы значительно лучше струк­турированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна. Подростку бывает очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно ошибочно и сложилось в младших классах в результате случайного стечения обстоятельств.

Лидер подросткового коллектива (если он там есть)имеет очень большое влияние, его все слушаются, он обладает решающим голосом при решении любых проблем в классе. Он выступает для одноклассников как бы олицетворением их коллектива, нарушение интересов и законов которого является очень серьез­ным проступком.

В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юно­шей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное — быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус. Кроме того, у старшеклассников возникает критичность по отно­шению к самим группам. Часто именно в этот пери­од школьный класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми и т. д.

Страницы: 1 2


Ощущение: происхождение знаний из ощущений и рефлексии
Проблему происхождения человеческих знаний философ Локк сформулировал как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- "белая бумага без всяких знаков и идей" И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о матер ...

Полезные советы начать беседу и темы возможных разговоров
Люди, чувствующие неловкость при разговоре с незнакомцами, нуждаются в практическом совершенствовании техники ведения беседы. Ниже я привела несколько способов начать разговор и тем для него: назвать свое имя и попросить представиться; попросить разрешения присоединиться к разговору, прогулке; предложить присоединиться к вам; предло ...

Введение.
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и ...