Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Страница 1

Материалы » Диагностика межличностных отношений в классе » Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса

Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в раз­ное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возни­кает примерно в пятилетнем возрасте (это не означа­ет, что до этого возраста ребенок может совсем обхо­диться без контактов с другими детьми). Не останавливаясь подробно на дошкольном детстве, отметим, что отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе лег­ко меняется и определяется в основном отношением к нему взрослых (воспитателей в детском саду, ро­дителей). Критерии взаимных оценок детей случайны и часто внешние: новая игрушка, принесенная в садик, успешно выполненное задание и похвала вос­питателя и т. п. Большое значение в это время имеет физическая сила ребенка.

Итак, уже в дошкольном возрасте у детей сущес­твует потребность быть включенным в группу свер­стников, ощущать свою принадлежность к коллек­тиву равных ему. И хотя решающую роль в определении той позиции, которую занимает ребе­нок в группе, играет взрослый, но место сверстни­ков достаточно значимо.

Общая тенденция взаимоотношений детей с кол­лективом выражается в постепенном усилении зна­чения группы сверстников в жизни ребенка. Так, для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников — группа детского сада. В младших классах уже можно выделить два типа отношений между школьниками: 1) отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности, контроля, так называемые деловые отношения, 2) межличностные эмоциональные отношения, кото­рые носят избирательный характер и складываются на основе взаимных симпатий и антипатий. Струк­тура отношений в младших классах устойчивее, чем отношения дошкольников. Позиция социометричес-кой «звезды» в начальных классах довольно устой­чива и уже не столь подвержена случайным влияни­ям; а вот положение изолированных и отверженных весьма непостоянно. Сиюминутное раздражение, оби­да на одноклассника может привести к его «отвер­жению» в какой-то определенный момент, но через . какое-то время ссора забывается и общение восста­навливается. Несмотря на возрастание роли сверстни­ков в жизни младшего школьника, все же главен­ствующее место в определении статуса ребенка занимает позиция учителя. Оценки учителя могут оказать решающее влияние на статус ученика в младших классах. Ребята ощущают необходимость в при­знании у сверстников, остро переживают отсутствие такого признания, но эти эмоции кратковременны и легко проходят; а главное — подвержены измене­нию при взаимодействии со взрослыми.

В подростковом возрасте картина меняется. В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобре­тают нравственно-психологическое содержание. Чрез­вычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. Эмоциональное благопо­лучие ребенка в этом возрасте начинает зависеть от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побужда­ет усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей сте­пени ценятся данным классом; разделение подрост­ком коллективных норм и ценностей, преданность и т. д.

Итак, подростковый возраст характеризуется тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях с окру­жающими занимает сверстник. Коллектив ровесни­ков становится центром внутреннего мира, интере­сов подростка. По сравнению с младшей школой подростковые коллективы значительно лучше струк­турированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна. Подростку бывает очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно ошибочно и сложилось в младших классах в результате случайного стечения обстоятельств.

Лидер подросткового коллектива (если он там есть)имеет очень большое влияние, его все слушаются, он обладает решающим голосом при решении любых проблем в классе. Он выступает для одноклассников как бы олицетворением их коллектива, нарушение интересов и законов которого является очень серьез­ным проступком.

В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юно­шей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное — быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус. Кроме того, у старшеклассников возникает критичность по отно­шению к самим группам. Часто именно в этот пери­од школьный класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми и т. д.

Страницы: 1 2


Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Автор теории – Т. Ньюком. Центральный тезис теории заключается в следующем. Когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снят ...

Задача 2
Методом наблюдения за работой продавцов соберите информацию о неконгруэнтности их поведения, опишите 2-3 ситуации. Решение: Под неконгруэнтностью в самом общем виде понимают состояние несоответствия невербальной информации и вербального сообщения. Неконгруэнтность - согласно К. Роджерсу - несоответствие друг другу опыта человека и ег ...

Функциональная точка зрения
Когда возникает желание изучить какое-то психологическое явление, полезнее всего начать с рассмотрения его в функциональном аспекте, другими словами, перед анализом деталей этого явления при помощи, так сказать, сильно увеличивающей лупы лучше рассмотреть его менее увеличенным для того, чтобы принять во внимание его функциональное значе ...