Изучение уровня психологического благополучия личности в семье

Материалы » Детское развитие и состав семьи » Изучение уровня психологического благополучия личности в семье

"Образовательная политика нашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, но лишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитания оставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежи не придавалось особого значения. В системе образования идея равенства и справедливости доминировала". Сейчас ситуация к счастью стала меняться в лучшую сторону из-за необходимости серьезного подъема интеллектуального потенциала общества, который возможен только в условиях целенаправленного отбора и дифференцированного обучения одаренных. А дифференцированное обучение, в свою очередь, возможно только при учете индивидуальных особенностей личности, важной "ипостасью" которых являются психические состояния и общий эмоциональный фон, специфические на каждом возрастном этапе развития.

Учитывая феномен диссинхронии развития одаренных, особенно в контексте подросткового возраста, можно предположить преобладание негативного фона психических состояний в структуре психики интеллектуально одаренных подростков в отличие от подростков со средним уровнем развития интеллекта.

В исследовании анализируются результаты психодиагностики интеллектуально одаренных подростков социально-педагогического комплекса по работе с интеллектуально одаренными детьми "СЭЛЭТ".

Так же используется метод сравнительного анализа. Мы сравниваем показатели интеллектуально одаренных подростков и показатели подростков со средним уровнем развития интеллекта, которые берутся как нормативные. Необходимо отметить, что и та и другая группы подбирались достаточно однородно по финансовому положению семьи и социальной ситуации, а так же по полу и возрасту.

Была подготовлена батарея тестов, которые диагностируют те состояния, которые влияют на формирование негативного эмоционального фона и на уровень внутреннего психического благополучия в целом.

Методики, используемые в исследовании: Методика исследования самоотношения С. Пантилеева; "Индекс качества жизни" (ИКЖ); Опросник "Доминирующее состояние"; "Личностная шкала проявления тревоги"; Методика В. Бойко "Фрустрация"; Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Выводы по исследованию интеллектуально одаренных подростков:

Из результатов диагностики интеллектуально одаренных подростков можно сделать вывод о склонности относиться к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку, достойному уважения, иначе говоря об ощущении ценности собственной личности и предполагаемой ценности е. для других. Преобладает эмоциональная оценка своего "Я" по внутренним субъективным критериям духовности, богатства внутреннего мира, и, как следствие, уверенность в своей способности вызывать аналогичное внутреннее чувство у окружающих.

Активное и оптимистическое отношение к жизненной ситуации, вера в свои возможности, готовность к преодолению препятствий, жизнерадостность свидетельствует о преобладании повышенного положительно окрашенного эмоционального фона, бодрого настроения. Этим людям свойственно расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем, выраженное желание действовать. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения, адекватность и эффективность психической саморегуляции поведения и деятельности свидетельствует о достаточно спокойном протекании эмоциональных процессов. Исследуемые подростки удовлетворены жизнью в целом, е. ходом, самореализацией. Они ощущают способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного "Я". Так же наблюдается чувство готовности преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы), достаточно высокая оценка личностной успешности, выраженное стремление к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, критичность в сомооценивании. Но необходимо отметить, что у данной группы испытуемых так же наблюдается и устойчивая тенденция к фрустрации. Это говорит о склонности переживать чувства страха и беспокойства, которые выражаются в агрессивных действиях, иногда без достаточно четкого различения реальной опасности и воображаемой. Может преобладать негативный эмоциональный фон, вызываемый неотступной мыслью: "Я хочу, но не могу".


Описание метода.
Предложенный тренинг предназначен для коррекции страхов и повышения самооценки у детей 5 – 10 лет. С определенной адаптацией он может быть использован для детей от 3-х лет. Тренинг состоит из 4-х занятий, рассчитанных на 30-40 мин. (в зависимости от возраста и размера группы) с перерывом на 15 мин. Для младших детей количество упражнени ...

Несколько версий любви с первого взгляда
Многие из нас, перебирая в памяти свои "судьбоносные встречи", могут вспомнить, что уже в первый миг такой встречи возникло смутное предчувствие: "К этому человеку меня тянет". Какая-то неведомая сила тянула именно к нему, и обстоятельства складывались именно так, чтобы соединить вас вместе. Почему же из великого мн ...

Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качес ...