Изучение уровня психологического благополучия личности в семье

Материалы » Детское развитие и состав семьи » Изучение уровня психологического благополучия личности в семье

"Образовательная политика нашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, но лишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитания оставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежи не придавалось особого значения. В системе образования идея равенства и справедливости доминировала". Сейчас ситуация к счастью стала меняться в лучшую сторону из-за необходимости серьезного подъема интеллектуального потенциала общества, который возможен только в условиях целенаправленного отбора и дифференцированного обучения одаренных. А дифференцированное обучение, в свою очередь, возможно только при учете индивидуальных особенностей личности, важной "ипостасью" которых являются психические состояния и общий эмоциональный фон, специфические на каждом возрастном этапе развития.

Учитывая феномен диссинхронии развития одаренных, особенно в контексте подросткового возраста, можно предположить преобладание негативного фона психических состояний в структуре психики интеллектуально одаренных подростков в отличие от подростков со средним уровнем развития интеллекта.

В исследовании анализируются результаты психодиагностики интеллектуально одаренных подростков социально-педагогического комплекса по работе с интеллектуально одаренными детьми "СЭЛЭТ".

Так же используется метод сравнительного анализа. Мы сравниваем показатели интеллектуально одаренных подростков и показатели подростков со средним уровнем развития интеллекта, которые берутся как нормативные. Необходимо отметить, что и та и другая группы подбирались достаточно однородно по финансовому положению семьи и социальной ситуации, а так же по полу и возрасту.

Была подготовлена батарея тестов, которые диагностируют те состояния, которые влияют на формирование негативного эмоционального фона и на уровень внутреннего психического благополучия в целом.

Методики, используемые в исследовании: Методика исследования самоотношения С. Пантилеева; "Индекс качества жизни" (ИКЖ); Опросник "Доминирующее состояние"; "Личностная шкала проявления тревоги"; Методика В. Бойко "Фрустрация"; Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Выводы по исследованию интеллектуально одаренных подростков:

Из результатов диагностики интеллектуально одаренных подростков можно сделать вывод о склонности относиться к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку, достойному уважения, иначе говоря об ощущении ценности собственной личности и предполагаемой ценности е. для других. Преобладает эмоциональная оценка своего "Я" по внутренним субъективным критериям духовности, богатства внутреннего мира, и, как следствие, уверенность в своей способности вызывать аналогичное внутреннее чувство у окружающих.

Активное и оптимистическое отношение к жизненной ситуации, вера в свои возможности, готовность к преодолению препятствий, жизнерадостность свидетельствует о преобладании повышенного положительно окрашенного эмоционального фона, бодрого настроения. Этим людям свойственно расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем, выраженное желание действовать. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения, адекватность и эффективность психической саморегуляции поведения и деятельности свидетельствует о достаточно спокойном протекании эмоциональных процессов. Исследуемые подростки удовлетворены жизнью в целом, е. ходом, самореализацией. Они ощущают способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного "Я". Так же наблюдается чувство готовности преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы), достаточно высокая оценка личностной успешности, выраженное стремление к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, критичность в сомооценивании. Но необходимо отметить, что у данной группы испытуемых так же наблюдается и устойчивая тенденция к фрустрации. Это говорит о склонности переживать чувства страха и беспокойства, которые выражаются в агрессивных действиях, иногда без достаточно четкого различения реальной опасности и воображаемой. Может преобладать негативный эмоциональный фон, вызываемый неотступной мыслью: "Я хочу, но не могу".


Мотивация достижения
Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении. В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка ...

Классификация и характеристика эмоций и чувств
Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства ...

Принципы творческого развития как основа психосинтеза
Три основополагающих принципа творческого развития автономного психонейрофизиологического функционального комплекса, которые ассоциативно напоминают три знаменитых закона движения Ньютона. Первый принцип: автономный психонейрофизиологический функциональный комплекс высокоодаренной творческой личности находится в состоянии созерцательно ...