Введение

Проблема возникновения, стилей конфликтного поведения и эффективного разрешения конфликтов обладает огромной актуальностью в современном обществе. При этом интерес к данной теме проявляют не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги и все те, кто осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с людьми.

Социологи в первых своих исследованиях конфликтной проблематики представляли конфликт как патологию в функционировании общества, устройство которого виделось как стабильное и интегрированное. Следовательно, конфликт должен быть исключен из жизни общество как аномалия.

Основания современной конфликтологии были заложены авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе, Марксом и Зиммелем. Впервые появились основания в представлении о позитивных функциях конфликта, что дало начало так называемому конфликтному функционализму[1].

Маркс пишет о противоречиях и противостоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние. Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта, рассматривая последний как переменную, интенсивность которой образует континуум с полюсами «конкуренция» и «борьба».

Продолжением работ Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали исследования Дарендорфа и Козера. В этих работах произошло смещение акцента с теоретических описаний конфликта к практической работе с ними.

В современной конфликтологии конфликт признается в качестве закономерной, естественной характеристики социальных отношений, также раскрывается возможность протекания конфликтов в разных формах (не только в деструктивных, но и в конструктивных), утверждается принципиальная возможность управления конфликтами.

Конфликт – это распространенная черта общества, он неизбежен и должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческого взаимодействия. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности. Конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию [1].

Конфликт, может быть, управляем таким образом, что его деструктивные последствия могут быть сведены к минимуму, а позитивные конструктивные возможности – к максимуму.

Для эффективного управления конфликтом необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) работы можно ознакомиться с Методикой диагностики стратегии поведения личности в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).


Самосохранительное поведение, его понятие и структура
Возрастающая роль поведенческих аспектов в борьбе за продолжительность жизни нашла свое выражение и в исследовании факторов смертности и здоровья населения социологическими методами. По аналогии с определением репродуктивного поведения самосохранительное поведение определяется как система действий и установок личности, направленных па с ...

Формы организации труда.
Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные ил ...

Картина мира у детей
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А.Н. Леонтьев определяет как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В этом понимании образ мира является более устойчивой и интегральной структурой, чем картина мира. Образ мира позволяет расставить акц ...