Введение

Проблема возникновения, стилей конфликтного поведения и эффективного разрешения конфликтов обладает огромной актуальностью в современном обществе. При этом интерес к данной теме проявляют не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги и все те, кто осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с людьми.

Социологи в первых своих исследованиях конфликтной проблематики представляли конфликт как патологию в функционировании общества, устройство которого виделось как стабильное и интегрированное. Следовательно, конфликт должен быть исключен из жизни общество как аномалия.

Основания современной конфликтологии были заложены авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе, Марксом и Зиммелем. Впервые появились основания в представлении о позитивных функциях конфликта, что дало начало так называемому конфликтному функционализму[1].

Маркс пишет о противоречиях и противостоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние. Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта, рассматривая последний как переменную, интенсивность которой образует континуум с полюсами «конкуренция» и «борьба».

Продолжением работ Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали исследования Дарендорфа и Козера. В этих работах произошло смещение акцента с теоретических описаний конфликта к практической работе с ними.

В современной конфликтологии конфликт признается в качестве закономерной, естественной характеристики социальных отношений, также раскрывается возможность протекания конфликтов в разных формах (не только в деструктивных, но и в конструктивных), утверждается принципиальная возможность управления конфликтами.

Конфликт – это распространенная черта общества, он неизбежен и должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческого взаимодействия. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности. Конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию [1].

Конфликт, может быть, управляем таким образом, что его деструктивные последствия могут быть сведены к минимуму, а позитивные конструктивные возможности – к максимуму.

Для эффективного управления конфликтом необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) работы можно ознакомиться с Методикой диагностики стратегии поведения личности в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).


Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности учителя
Профессиональная активность (ПА) - ведущая активность в деятельности учителя начальных классов. ПА - это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем: 1) потенциала активности в профессиональной деятельности, 2) регулятивного компонента ПА, 3) динами ...

Введение.
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и ...

Конфиденциальность
Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессиона ...