Заключение

Речевой акт как выражение определенного коммуникативного намерения говорящего строится из коммуникативных компонентов, имеющих различные коммуникативные функции. Коммуникативные значения могут формировать предложения как речевые акты определенного типа, служить основанием для старта речевого акта и модифицировать компоненты речевых актов внутри одного типа.

В классическом понимании различия между устной и письменной речью считается, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи есть время для обдумывания формального плана высказывания, поэтому высока степень ее структурированности. При чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать прочитанное. Это позволяет и пишущему и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Звучащая устная речь представляет собой некий поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим, а слушающий должен следовать за говорящим во времени. Это речь спонтанная, одноразовая, она уже не может повториться в том виде, в каком уже была произнесена. Устная речь всегда индивидуальна.

В жанрах письменной и устной речи происходят многообразные чередования или смешения, взаимопроникновения элементов книжного и разговорного языка. Адресованность «письменно-устных» высказываний очень разнообразна. Высказывания могут относиться к ситуациям непосредственным и опосредованным, могут быть и продуманными, и спонтанными, подготовленными и неподготовленными, официальными и неофициальными.

Условия успешной коммуникации - сложная, многомерная катего­рия, представляющая собой синтез лингвистического, культурологиче­ского, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навы­ками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: струк­турно-содержательная организация деятельности общения; социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; мате­риальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и уме­ния общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частно­го характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.

[1] Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. С. 12

[2] Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. С. 262

[3] Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1998. С. 87

[4] Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать. – М., 2004. С. 25

[5] Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1991. С. 128


Понятие тревожности
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с раз ...

Рабочий коллектив как форма организации малой группы, его психологическая характеристика
Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы. Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии групп. В психологической динамике группы, начиная с момента ее возникнов ...

Дети с нарушением зрения. Классификация слепых и слабовидящих
По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения (визус) которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%). Тотально слепые дети используют в получе ...