Расстройства восприятия
Страница 2

Материалы » Расстройство личности » Расстройства восприятия

Из психофизиологических закономерностей ощущений нужно иметь в виду явление адаптации, т. е. приспособление анализатора (в частности — его рецептора) к длительно действующему раздражителю, проявляющееся в ослаблении ощущения, хотя раздражитель и сохраняет прежнюю силу. Одни ощущения (тактильные, температурные и др.) отличаются быстрой адаптацией, другие (обонятельные, к некоторым видам запаха) — медленной, а к некоторым видам ощущений, например, болевым, адаптации совсем не возникает. Более того, один и тот же вид ощущений будет иметь различную адаптацию у разных людей и даже у одного и того же субъекта при изменении его физического и психического состояния. Под последействием понимается воз­можность продолжающегося переживания ощущений в (кратковременных) перерывах между раздражителями, так что в условиях прерывистого воздействия ощущение может длительно переживаться как сплошное, непрерывное. Оба эти феномена могут способствовать пониманию происхождения иллюзий, галлюцинаций и других форм расстройства чувственного познания.

Вместе с тем ощущение является начальным этапом познавательного процесса, элементарной формой чувственного познания, на базе которой строятся остальные, более сложные процессы — восприятие, представление и мышление. Восприятие является очередным, более сложным этапом чувственного познания, отражающим уже целостные образы предметов. Конечно, восприятие строится на основе ощущений, неотрывно от них, но оно не сводится к простой сумме ощущений. Эти последние сложно влияют друг на друга, сливаясь в результате в единый чувственный образ предмета так, что мы и переживаем его как таковой, не фиксируясь на отдельных ощущениях. Достигается это сложной аналитико-синтетической обработкой в коре головного мозга воспринимаемой в настоящий момент чувственной данности окружающего мира, когда одни ее элементы как несущественные опускаются, нивелируются, а другие, наиболее значимые, напротив, объединяются, обобщаются в единый чувственный образ данного предмета. Физиологическим механизмом восприятия являются сложные условные рефлексы на одновременные и последовательные комплексы раздражителей, компоненты которых интегративно взаимодействуют между собой в процессе замыкания нейроассоциации, но не завершаются действием (т. е. формированием образа), которое следует лишь на весь комплекс разом, как на неразрывное единство. Именно этим обеспечивается целостность, предметность восприятия и достоверность его, так как в восприятии отражается не символ предмета или только сходство, подобие его, а полный и точный образ противостоящего субъекту предмета.

Одной из особенностей восприятия является его константность, состоящая в относительном постоянстве формы, величины и цвета предмета в меняющихся условиях его восприятия. Мы воспринимаем присущие высокому прямоугольному зданию четкие линии формы, высоту и окраску не только находясь в непосредственной близости от него, но и тогда, когда удаляемся от него на 2—3 км, хотя на сетчатке глаза изображение этого объекта явно уменьшается, утрачивает прямоугольность, приобретает форму параллелепипеда и т. д.

Структурность восприятия проявляется в том, что центральная часть образа — фигура восприятия — в сознании человека переживается как более яркая и четко очерченная, ограниченная в пространстве, тогда как периферия его — фон восприятия — менее яркая и нечеткая и как бы расплывчатая в конфигурации и границах. Это свойство восприятия в норме гибко и динамично, так как у психически здорового человека фигура и фон восприятия адекватно сохраняются либо меняются местами в зависимости от его психической установки (определяемой проблемной ситуацией), направленности внимания и настроения. У психически же больных она может быть либо чрезвычайно лабильной, либо — значительно чаще — крайне инертной, патологически зафиксированной в силу чрезвычайного доминирования в их сознании патологических сдвигов настроения или бредовых систем.

Страницы: 1 2 3


Психологические факторы развития личности современного террориста
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Многоликость терроризма заключается в психологии террориста, в его мироощущении и социально-политических взглядах. Личность террориста всегда привлекала к себе внимание исследователей. За рубежом существует обширная литература, посвященная всестороннему анализу этого нега ...

Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология межгрупповых отношений (В.С. Агеев), психология конфликта (А.И. Донцов, Ю.М. Бородкин, Н.В. Гришин), ...

Специальная педагогика
Специальная педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. ...