Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Страница 1

Материалы » Психология альтруизма и жизненного успеха » Изучение представлений о любви в юношеском возрасте

Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви несколько эклектичны и мало представлены в психологии. Поэтому решение поставленной проблемы является актуальной задачей психологии.

Методологической основой исследования являются теории К.Э. Изарда, описывающего любовь как фундаментальное чувство, которое включает паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов; Эверилла, понимающего любовь как комплексное явление, имеющее психологические, социальные, биологические и другие компоненты; П. В. Симонова сводящего любовь к потребности, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями общества; С. В. Петрушина рассматривающего любовь как способность.

В работе использовались методы анализа теоретических источников по поставленной проблеме, эмпирическое исследование с помощью ассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, контент-анализа, метода незаконченных предложений, рисуночной методики «Нарисуй любовь», анкетирования.

В результате анализа теоретических источников было выяснено, что существует множество определений любви. На основе разбора взглядов различных исследователей нами было сформулировано следующее определение любви: любовь - это комплексное явление, сформированное под влиянием биологических и социальных факторов, которое включает набор характеристик, относящихся к эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сферам психики, и проявляется в определенном поведении по отношению к объекту любви.

Исходя из изучения развития любви в онтогенезе, можно сделать вывод о том, что наиболее полно любовь как комплексное явление раскрывается в юношеском возрасте, поскольку на данном этапе наивысшего уровня достигает психическое развитие, полностью формируются ценности человека, его мировоззрение, он усваивает приемлемые паттерны поведения в обществе. Кроме этого, юность является периодом эмоциональной сензитивности: в этот период интенсивно реализуются все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. Именно это и обусловливает особую значимость любви для юноши.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе нами были намечены методы изучения проблемы, исходя из их соответствия задачам исследования и методологической основе.

На втором этапе в исследование было включено четыре из выбранных методов: ассоциативный метод, метод незаконченных предложений, анкетирование с помощью опросного листа Н.Ю. Рыжовой, проективная методика «Нарисуй любовь». С их помощью мы получили данные о протекании ассоциаций со словом «любовь», особенностях восприятии любви студентами.

На третьем этапе выделялись наиболее часто встречающиеся ассоциации, по результатам их анализа был составлен список из 63 понятий, расположенных в случайном порядке, необходимый для дальнейших исследований.

На четвертом этапе было проведено исследование с помощью метода семантического дифференциала, в результате которого были получены числовые данные, отражающие близость выделенных понятий к понятию любви.

На пятом этапе проводился суммарный подсчет и анализ результатов исследования, контент-анализ данных, полученных в процессе изучения особенностей представлений о любви с использованием метода незаконченных предложений.

Исследование проводилось на базе факультета психологии Владимирского Государственного Гуманитарного Университета. В нем приняли участие студенты 1-4 курсов: юноши и девушки в возрасте 17-23 лет, всего 81 человек.

В практическом исследовании на основе теоретического анализа и эмпирического исследования была представлена структура любви, включающая эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, ценностный и физиологический компоненты. Кроме этого, было выяснено, что при работе с методиками, требующими количественной оценки определенных категорий, испытуемые описывают «идеальную» любовь, причем в более близкие к любви понятия включаются наиболее желательные атрибуты любви, а нежелательные, оказывающие негативное влияние на человека, попадают в категорию слабосвязанных и отвергаемых.

Страницы: 1 2


Обобщение
Обобщение – это объединение объектов, явлений и событий по их общим и существенным признакам. Схема обобщения: Внимательно изучите имеющиеся объекты, события и т.д. Найдите среди них как можно больше общих черт, свойств. Выделите и определите это общее. Сделайте соответствующие выводы. ...

Моделирование обогащенной образовательной среды в контексте влияния на развитие интеллекта и креативности
Проблема детерминации умственных способностей остается едва ли не самой важной и дискуссионной не только в области научного знания, но и других общественно значимых сферах жизнедеятельности. Действительно, интеллект является своего рода индикатором успешности человека в профессиональной деятельности и определяет его место в современном ...

Понятие о способностях и их общая характеристика
В настоящее время сложилось три подхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностями понимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIX вв., способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и нав ...