Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Страница 1

Материалы » Психология альтруизма и жизненного успеха » Изучение представлений о любви в юношеском возрасте

Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви несколько эклектичны и мало представлены в психологии. Поэтому решение поставленной проблемы является актуальной задачей психологии.

Методологической основой исследования являются теории К.Э. Изарда, описывающего любовь как фундаментальное чувство, которое включает паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов; Эверилла, понимающего любовь как комплексное явление, имеющее психологические, социальные, биологические и другие компоненты; П. В. Симонова сводящего любовь к потребности, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями общества; С. В. Петрушина рассматривающего любовь как способность.

В работе использовались методы анализа теоретических источников по поставленной проблеме, эмпирическое исследование с помощью ассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, контент-анализа, метода незаконченных предложений, рисуночной методики «Нарисуй любовь», анкетирования.

В результате анализа теоретических источников было выяснено, что существует множество определений любви. На основе разбора взглядов различных исследователей нами было сформулировано следующее определение любви: любовь - это комплексное явление, сформированное под влиянием биологических и социальных факторов, которое включает набор характеристик, относящихся к эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сферам психики, и проявляется в определенном поведении по отношению к объекту любви.

Исходя из изучения развития любви в онтогенезе, можно сделать вывод о том, что наиболее полно любовь как комплексное явление раскрывается в юношеском возрасте, поскольку на данном этапе наивысшего уровня достигает психическое развитие, полностью формируются ценности человека, его мировоззрение, он усваивает приемлемые паттерны поведения в обществе. Кроме этого, юность является периодом эмоциональной сензитивности: в этот период интенсивно реализуются все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. Именно это и обусловливает особую значимость любви для юноши.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе нами были намечены методы изучения проблемы, исходя из их соответствия задачам исследования и методологической основе.

На втором этапе в исследование было включено четыре из выбранных методов: ассоциативный метод, метод незаконченных предложений, анкетирование с помощью опросного листа Н.Ю. Рыжовой, проективная методика «Нарисуй любовь». С их помощью мы получили данные о протекании ассоциаций со словом «любовь», особенностях восприятии любви студентами.

На третьем этапе выделялись наиболее часто встречающиеся ассоциации, по результатам их анализа был составлен список из 63 понятий, расположенных в случайном порядке, необходимый для дальнейших исследований.

На четвертом этапе было проведено исследование с помощью метода семантического дифференциала, в результате которого были получены числовые данные, отражающие близость выделенных понятий к понятию любви.

На пятом этапе проводился суммарный подсчет и анализ результатов исследования, контент-анализ данных, полученных в процессе изучения особенностей представлений о любви с использованием метода незаконченных предложений.

Исследование проводилось на базе факультета психологии Владимирского Государственного Гуманитарного Университета. В нем приняли участие студенты 1-4 курсов: юноши и девушки в возрасте 17-23 лет, всего 81 человек.

В практическом исследовании на основе теоретического анализа и эмпирического исследования была представлена структура любви, включающая эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, ценностный и физиологический компоненты. Кроме этого, было выяснено, что при работе с методиками, требующими количественной оценки определенных категорий, испытуемые описывают «идеальную» любовь, причем в более близкие к любви понятия включаются наиболее желательные атрибуты любви, а нежелательные, оказывающие негативное влияние на человека, попадают в категорию слабосвязанных и отвергаемых.

Страницы: 1 2


Потребности в оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, ...

Почему ссоры причиняют боль
Причиняет боль не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это говорим. Обычно, когда мужчина ощущает вызов со стороны другого человека, его внимание концентрируется на его собственной правоте, и он забывает о том, что и в споре следовало бы руководствоваться любовью. Автоматически снижается и его способность общаться в уважительн ...

Механизм гипнотического подхода в рекламе
Эдвард Л. Бернейз пишет, что “на создание благоприятного отношения к товарам тратится значительного больше миллионов, чем на создание благоприятного отношения к компаниям, производящим эти товары”. Конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко себе представить, существенн ...