Альтруизм в системе характеристик личности

Материалы » Психология альтруизма и жизненного успеха » Альтруизм в системе характеристик личности

Доминирующий инстинкт определяет сущность, индивидуальность личности, второй инстинкт конкретизирует замысел и направленность доминирующего инстинкта.

Иерархия инстинктов образует профиль личности, обуславливающий иерархию ее ценностей. Инстинкты доминирующей диады определяют набор ценностей, интериоризируемых личностью. Для типа личности с доминированием инстинкта альтруизма и инстинкта сохранения достоинства наибольшее значение в иерархии ценностей имеют: честь, духовное самосовершенствование, сочувствие человеку в беде, любовь к природе.

Основываясь на положениях концепции В.И. Гарбузова, нами было проведено эмпирическое исследование. Цель которого заключалась в выявлении взаимосвязи между доминирующими инстинктами (методика Гарбузова) и особенностью иерархии ценностей личности психологов (методика Шварца). В исследовании принимали участие студенты 1-3-5 курсов социально-психологического факультета (всего 105 человек). Результаты позволили выявить взаимосвязь между иерархией инстинктов и набором ценностей личности: изменчивость расположения инстинкта альтруизма в диадах личности (у студентов 1 курса-третья диада, у студентов выпускного курса-вторая) взаимосвязана с выбором личностью соответствующих ценностей.

Таким образом, альтруизм является особым структурообразующим компонентом психологической структуры личности будущего психолога, «снимает» эгоцентризм доминирующих инстинктов, обуславливает интериоризацию таких ценностей, как: совесть, милосердие, сопереживание, любовь, справедливость, ответственность, - гуманизируя направленность личности в целом. На наш взгляд, именно особенности учебно-воспитательного процесса студентов социально-психологического факультета влияют на возрастание воздействия альтруизма в инстинктивной сфере на инстинкты, направленности личности.


Понятие потребности
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытывае ...

Классификация ощущений
Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений: - громкость; - цвет; - величина; - форма; - температура. Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств, как на сознательном, так и бессознательном уровне. Благодаря ощущениям челов ...

Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида)
Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе ...