Введение

Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации: нормоцентрический, пред­полагающий оценку деятельности человека с позиции ее соот­ветствия норме — социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноме­нологической — и нозоцентрический (психиатрический), рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии.

В социальных науках «норма» — это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патоло­гический уровень». С этой точки зрения проблема «ненормальности» обна­руживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма — это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию че­ловека.

Проблемное поведение часто называют девиантным, откло­няющимся. Психологические трудности, эмоциональные рас­стройства и нарушения поведения довольно часто встречают­ся у большинства детей. Это — неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняю­щимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрос­лыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике.

С позиций самого подростка поведение, рассматривае­мое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию призна­ния, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение есте­ственно и необходимо. Не случайно отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нор­мальным и патологическим поведением.

Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, можно предположить, что девиан­том можно называть того подростка, который «не просто од­норазово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее со­циально-негативный характер.


Причины возникновения стресса
Большинство психологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так как существуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранее строит в своем мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то причинам она его заранее не устраивает, он создает себе проблему. Недооценка самого себя наиболее па ...

Микроколебания настроения
Если до этого были рассмотрены типические проявления более или менее устойчивого фонового психоэмоционального настроя человека, то теперь рассмотрим автоматические реакции человека на неожиданно возникший раздражитель (слово, поступок, ситуацию). Как и всегда, на учёт берут либо набор из приводимых ниже признаков, либо единственный, но ...

Влияние насилия на формирование личности
В настоящее время представители различных теоретических направлений сходятся в признании патогенного влияния физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка и считают, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологически ...