Адаптационный период ребенка-первоклассника
Страница 1

Материалы » Психология детей начальных классов » Адаптационный период ребенка-первоклассника

Реформа образования вновь поднимает вопросы адаптации ребенка к школе, его переживаний в начальный период обучения.

На основании теоретического анализа проблемы переходного от дошкольного к младшему школьному периода поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в первые недели и месяцы пребывания в школе.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношения с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему взрослыми. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку.

Под адаптацией детей к школе обычно понимают процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

Приход ребенка в школу – объективно трудный для него период. Он связан с новой социальной ситуацией развития, с появлением новой социальной роли, с новыми требованиями, обязанностями.

Также этот период и субъективно сложный, поскольку, с одной стороны, он приходится на момент протекания критического возраста, с другой, - связан с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, характерных для школы.

Что испытывает сам ребенок в первые месяцы школьного обучения? Отношение к школе и ко всем связанным с ней обстоятельствам жизни выражается в насыщенных эмоциональных переживаниях. Эмоциональное состояние ребенка может резко меняться в широком диапазоне от эмоционально насыщенного положительно до негативного. Через некоторое время эмоциональное состояние нормализуется.

Для всех детей этот период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний, которая может служить индикатором продолжительности адаптационного периода. Эмоциональное состояние ребенка может быть выявлено и описано проективными методами.

Трудность в нашем случае состоит в том, что проективные методы вообще и рисуночные пробы, в частности, выявляют особенности индивидуальных характеристик переживаний человека.

Нас при исследовании особенностей эмоционального переживания интересует специфика переживания именно школьной действительности. Поэтому необходимо отделить индивидуальные особенности ребенка, которые могут проявить себя в рисунке, от его эмоционального переживания школьной ситуации. Для этого мы предлагаем использовать принцип парности рисунков. Выбрать пары тем для рисунков, которые, по нашему предположению, позволили бы не просто выявить эмоциональное переживание, а разницу в эмоциональных переживаниях потенциально эмоционально положительно переживаемых ситуаций по сравнению с ситуациями, характерными для школы.

При использовании принципа парности мы получим возможность обнаружить не особенности эмоциональной сферы данного испытуемого, а специфику переживания именно школьной действительности.

Темы для рисования могут быть разнообразны. Наиболее информативными будут темы, связанные с актуальными переживаниями, состояниями ребенка. Мы предположили, что для ребенка-первоклассника в первые месяцы школьного обучения актуальными будут переживания, связанные с ситуацией обучения, отношения со сверстниками, с принятием новой социальной роли, поиском своего места в новой системе отношений.

Выделенные темы позволяют определить и проанализировать особенности переживаний ребенка, сферу этих переживаний, сравнить переживания в различных ситуациях.

Кроме этого необходимо найти пару тем, которые можно было бы сравнивать повторно, на протяжении адаптационного периода посмотреть динамику переживаний ребенка-первоклассника, связанных с ситуацией школьного обучения.

В результате сбора эмпирических данных и их анализа удалось выявить следующие характерные особенности эмоционального отношения к школе и описать специфику адаптационного периода первоклассников.

Страницы: 1 2


Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что ...

Лидерство и общение
Есть формальные и неформальные лидеры. Качества, присущие лидеру – интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм. 4 компонента эффективного лидерства: 1. Стиль тренера (демократический, тоталитарный) 2. Ситуационные факторы – тренер должен учитывать ситуацию и окружающую среду ...

Особенности труда дошкольников
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пут ...