Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Страница 1

Материалы » Обследование у дошкольников звуковой стороны речи » Обследование у дошкольников звуковой стороны речи

Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотреть ее специфику:

1) Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка.

2) При обследовании речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий.

Таким образом, современный дидактический материал для обследования речи у дошкольников, должен соответствовать целому ряду методических требований:

1) Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза.

2) Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово.

3) Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым.

4) Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную, стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

В возрасте до пяти лет, причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата. Недостаточно развиты центры, управляющим речевспринемающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат. Так же, следует отметить возрастные и функциональные несовершенства речи детей. После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, и отсутствуем надлежащего воспитания.

Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется двумя способами называния звука:

1) В изолированном произнесении.

2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).

При отборе слов для проведения диагностики в составе слова, следует обратить особое внимание на доступность слова пониманию детей, позицию стечения согласных/гласных в слове (позиция в начале, середине и конце слова) и состояние словарного запаса ребенка.

Так, например, слова можно сгруппировать в последовательности:

1) Гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

2) Согласные звуки:

губно-губные взрывные [п], [б],

переднеязычные взрывные [т], [д],

заднеязычные взрывные [к], [г],

губно-зубные фрикативные [ф], [в],

переднеязычные фрикативные [с], [з], [ш], [ж], [щ];

заднеязычные фрикативные [х],

аффрикаты [ц], [ч];

сонорные носовые [м], [н],

сонорные ротовые [л], [р], [р'].[1]

Таким образом, выявляется умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность, построение предложений, правильное употребления простых предлогов, согласование членов предложения в роде, числе и падеже.

Страницы: 1 2


Непроизвольные реакции
Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приёмами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под общим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»). Стандартное прочтение этих реакций таково: - покраснение ...

Чувство одиночества и застенчивость
Каждый из нас мыслит и чувствует в одиночку, терпит боль, теряет любимых и встречает приход смерти. Лишь любовь к людям и забота о них помогает нам возвести мост над этой пропастью одиночества и стать ближе друг к другу. Способность посвящать себя другим объединяет и сближает всех нас, и многие согласятся с тем, что она важнее приходяще ...

Исследование самосохранительного поведения в нашей стране и за рубежом
Впервые в нашей стране пилотажные исследования самосохранительного поведения начала проводить небольшая группа социологов и демографов под руководством проф.А.И. Антонова, сначала в Центре по изучению проблем народонаселения (на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова) в 1980-1983 гг., затем в Институте социологии АН СССР, в 19 ...