Основная часть
Страница 2

2) Схоластика - господствующий тип средневековой теологической мысли, отличительными чертами которого являлись крайний догматизм, назидательность, подчинение религиозным идеям[3].

В философском отношении для указанного периода характерна существенная трансформация античной философии. Чтобы понять логику развития мировой философии, надо обратиться к соотношению философии и теологии. Указанное противопоставление имело место во всех трёх теистических культурах - иудаистской, христианской, исламской. Наибольшего же апогея оно достигло в христианстве западноевропейского региона. Именно поэтому большое внимание уделяется трансформации философии в Западной Европе, где в средневековье весь уклад жизни считался христианским, а главной книгой стал "Новый Завет". Теология всегда авторитарна, догматична. Большинство теологов, не видя альтернативы христианству, считало его наиболее эффективным. Период схоластики в католической Европе начинается с X? века.

В этот период глаза человека обращены не во внутрь, а во вне, к Богу, в нескончаемой попытке понять замысел Творца для того, чтобы спасти свою бессмертную душу. Душа описывается не как нечто не принадлежащее человеку, хотя она и размещена в человеке, но только в связи с Богом как жизненное, духовное и бессмертное существо. "Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдохнул в него дыхание жизни, т. е. душу, существо духовное и бессмертное" (Быт. 1, 26, 27). По смерти человека душа возвращается к Богу, который дал её. Примерно также описывается понимание души в современной психологии: как бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от человека существование. Так, проблемы собственно душевной жизни связываются с задачей понять душу человека и её соотношений с высшим миром. Путём совершенствования души становится покаяние, аскеза, отречение от всего земного, способствующее нравственному возвышению.

Иоанн Дунс Скот (1265 - 1308 гг.) развивал своё оригинальное учение.

Душа едина, её отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они направлены. Способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными; направленные на умозрительные предметы - мысленными. Связь души с телом осуществляется посредством особой формы - формы телесности, которая отличается от самой души. В учении о познании Скот подчёркивал активность познавательной деятельности: знание ни есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - она всегда складывается из того, что идёт от познаваемого предмета. Особенно велика зависимость от предмета при познании Бога, которое осуществляется в откровении.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

В средневековой системе знания значительное место занимает мистика. В 13 веке наиболее значительным мистиком был Банавентура (Джованни Феданца). Одной из знаменитейших его книг стала "Путеводитель души к Богу". Всякое познание человека - познание Бога. Познание Бога осуществляется через познание собственной души, а душа должна трудиться во время продвижения к Богу. Это труд покаяния, молитвы, милосердных дел.

Человеческий дух, состоящий из памяти, разума и воли, указывает на прообраз, на единство трёх ипостасей Бога. Когда дух человека не искажён страстями и когда он преобразуется божественной благодатью, человек уподобляется божеству. Если мы наделены интуицией, это значит, что вера - наставник разума, и мы в каждой чёрточке мироздания видим "след Бога" и пробираемся к нему по этим следам.

В 14 веке мистическую традицию продолжил Мейстер Экхарт (Иоганн). По Экхарту, Бог - Абсолют. Бог во всём, и это осознаёт человеческая душа. Душа не сотворена, она единосущна Богу, человеческая душа божественность тождественны. Основа души - это "одно глубокое молчание"[4]. Человек судит о Боге как о личности по себе.

Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) самый видный схоласт, система которого стало ведущим направлением католицизма. В его трактовке индивидуальность человека - это личное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна, обретающая всю полноту лишь в единстве с телом. Она одна, обладает бытием, выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой - разум, воля, а также растительные и животные функции. Растительная и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Человеческая душа - низшая из чистых форм и высшая из форм второго рода. Но телесность имеет существенную значимость: именно через неё душа только и может образовывать то, что есть душа. Душа носит всегда уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Выходит, что думает, переживает не тело и не душа сами по себе, а они в своём смешенном единстве. Он высказал глубокую мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность есть "самое благородное" во всей разумной природе. Душа же бессмертна.

Страницы: 1 2 3


Вопросы. Правила составления вопросов
· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным. · Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов. · Вопросы должны быть краткими. · Вопросы должны быть конкретными. · Вопросы не должны содержать подсказку. · Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов. · Язык вопросов не должен вызывать отв ...

Восприятие подростками родительского отношения
Для ребенка первой моделью социальной среды является родительская семья. В последствии поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонима ...

Цель инженерной психологии
Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем "человек - машина". Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как например, качество продукт ...