Представление о России как о многонациональной странеСтраница 1
За последние 15 лет мир россиян значительно изменился. Исчез советский союз и общность "советский народ", появились новые социальные слои населения, повысилось значение этносов в жизни страны.
В результате, человек был поставлен перед необходимостью построения нового мировоззрения.
Под мировоззрением отечественные психологи понимают "общую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода".
Становление мировоззрения начинает свой путь уже в детстве.
Многие выдающиеся психологи обращались к этой проблеме. В частности, представления детей о стране, в которой они живут, изучали У. Бронфенбреннер, М. Мид, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская и др.
Отечественная психология полагает, что ребенок через взрослого как носителя культуры, строит представление о себе и о своем месте в окружающем мире и о стране, где он живет. Таким образом формируется социальная идентичность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Представления ребенка о своей родине является составляющей частью его мировоззрения, а точнее - самосознания.
Отношение к месту, где живет ребенок, формируется через вхождение в социальное пространство и через понимание своих прав и обязанностей по отношению к социуму. Определяющим в отношении к своей стране является место, где живет ребенок (в городе или на селе, у моря или в тундре). (В.С. Мухина и др.)
Большинство исследований этой области относятся к доперестроечному периоду. В связи с переменами в российской действительности, эта проблема обрела новое звучание и требует более детального рассмотрения, чем и объясняется актуальность нашего исследования.
Наша работа была направлена на то, чтобы понять каково наиболее распространенное представление о России у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого нами были проанализированы рисунки и высказывания детей 5-7 лет о России. Нашими испытуемыми стали 39 детей, посещающие московские детские сады (ЦРР д/с 1511, 2 филиала образовательного центра "Интерколледж").
Детям предлагалось рассказать, что они знают о России, а также нарисовать рисунок о ней. Для этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?"
Полученный материал является крайне разноплановым и подразумевает неоднозначную интерпретацию. Учитывая это соображение, для полноты анализа нам показалось целесообразным классифицировать данные по трем следующим основаниям:
1) содержание рисунков и высказываний;
2) эмоциональная окрашенность рисунков и высказываний;
3) адекватность представлений.
С точки зрения содержания, нами были выделены несколько основных категорий, так или иначе упоминавшихся в рисунках или высказываниях детей. Один рисунок мог включать в себя различные содержательные аспекты.
Для большинства из них (21 человек - 54%) наиболее существенным является историко-географический аспект. К этой группе мы отнесли представления о географическом положении и статусе России (изображение карты России, представление о России как о стране).
Сенситивность
Сенситивность как особое свойство сенсорной организации человека характеризует общий «способ чувствительности». Это означает, что Сенситивность является общей, относительной устойчивой особенностью индивида. Вместе с тем, экспериментальное исследование чувствительности позволяет сделать вывод об относительной независимости абсолютной чу ...
Структурные компоненты профотбора
Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамках данной работы под экзистенциальным понятием «жизненный мир» мы будем понимать некоторую область ре ...
Мотивы выбора профессии
Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.
В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.
Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает н ...