Представление о России как о многонациональной стране
Страница 1

Материалы » Психология ксенофобии и национализма » Представление о России как о многонациональной стране

За последние 15 лет мир россиян значительно изменился. Исчез советский союз и общность "советский народ", появились новые социальные слои населения, повысилось значение этносов в жизни страны.

В результате, человек был поставлен перед необходимостью построения нового мировоззрения.

Под мировоззрением отечественные психологи понимают "общую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода".

Становление мировоззрения начинает свой путь уже в детстве.

Многие выдающиеся психологи обращались к этой проблеме. В частности, представления детей о стране, в которой они живут, изучали У. Бронфенбреннер, М. Мид, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская и др.

Отечественная психология полагает, что ребенок через взрослого как носителя культуры, строит представление о себе и о своем месте в окружающем мире и о стране, где он живет. Таким образом формируется социальная идентичность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Представления ребенка о своей родине является составляющей частью его мировоззрения, а точнее - самосознания.

Отношение к месту, где живет ребенок, формируется через вхождение в социальное пространство и через понимание своих прав и обязанностей по отношению к социуму. Определяющим в отношении к своей стране является место, где живет ребенок (в городе или на селе, у моря или в тундре). (В.С. Мухина и др.)

Большинство исследований этой области относятся к доперестроечному периоду. В связи с переменами в российской действительности, эта проблема обрела новое звучание и требует более детального рассмотрения, чем и объясняется актуальность нашего исследования.

Наша работа была направлена на то, чтобы понять каково наиболее распространенное представление о России у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого нами были проанализированы рисунки и высказывания детей 5-7 лет о России. Нашими испытуемыми стали 39 детей, посещающие московские детские сады (ЦРР д/с 1511, 2 филиала образовательного центра "Интерколледж").

Детям предлагалось рассказать, что они знают о России, а также нарисовать рисунок о ней. Для этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?"

Полученный материал является крайне разноплановым и подразумевает неоднозначную интерпретацию. Учитывая это соображение, для полноты анализа нам показалось целесообразным классифицировать данные по трем следующим основаниям:

1) содержание рисунков и высказываний;

2) эмоциональная окрашенность рисунков и высказываний;

3) адекватность представлений.

С точки зрения содержания, нами были выделены несколько основных категорий, так или иначе упоминавшихся в рисунках или высказываниях детей. Один рисунок мог включать в себя различные содержательные аспекты.

Для большинства из них (21 человек - 54%) наиболее существенным является историко-географический аспект. К этой группе мы отнесли представления о географическом положении и статусе России (изображение карты России, представление о России как о стране).

Страницы: 1 2


Возможности общения без слов
Общаясь между собой, мы обмениваемся не только словами, мы также обмениваемся информацией, которая проходит мимо нашего сознания, однако оказывает большое влияние на наше настроение, на наши мысли и поступки. В психологии такой обмен информацией называют невербальным (несловесным). Это интонация, с которой мы произносим те или иные ф ...

Юношеский возраст
Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью. Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи за ...

Ответная.
Люди часто влюбляются в тех, в чьих глазах они видят совершенное отражение самих себя. Когда вас кто-то любит, вы ощущаете себя красивой, значительной, энергичной. Ну, как не "отплатить той же монетой" человеку, который так поднял вашу самооценку! На этом феномене построен не один классический сюжет: Х убеждают в том, что Y в ...