Представление о России как о многонациональной стране
Страница 1

Материалы » Психология ксенофобии и национализма » Представление о России как о многонациональной стране

За последние 15 лет мир россиян значительно изменился. Исчез советский союз и общность "советский народ", появились новые социальные слои населения, повысилось значение этносов в жизни страны.

В результате, человек был поставлен перед необходимостью построения нового мировоззрения.

Под мировоззрением отечественные психологи понимают "общую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода".

Становление мировоззрения начинает свой путь уже в детстве.

Многие выдающиеся психологи обращались к этой проблеме. В частности, представления детей о стране, в которой они живут, изучали У. Бронфенбреннер, М. Мид, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская и др.

Отечественная психология полагает, что ребенок через взрослого как носителя культуры, строит представление о себе и о своем месте в окружающем мире и о стране, где он живет. Таким образом формируется социальная идентичность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Представления ребенка о своей родине является составляющей частью его мировоззрения, а точнее - самосознания.

Отношение к месту, где живет ребенок, формируется через вхождение в социальное пространство и через понимание своих прав и обязанностей по отношению к социуму. Определяющим в отношении к своей стране является место, где живет ребенок (в городе или на селе, у моря или в тундре). (В.С. Мухина и др.)

Большинство исследований этой области относятся к доперестроечному периоду. В связи с переменами в российской действительности, эта проблема обрела новое звучание и требует более детального рассмотрения, чем и объясняется актуальность нашего исследования.

Наша работа была направлена на то, чтобы понять каково наиболее распространенное представление о России у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого нами были проанализированы рисунки и высказывания детей 5-7 лет о России. Нашими испытуемыми стали 39 детей, посещающие московские детские сады (ЦРР д/с 1511, 2 филиала образовательного центра "Интерколледж").

Детям предлагалось рассказать, что они знают о России, а также нарисовать рисунок о ней. Для этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?"

Полученный материал является крайне разноплановым и подразумевает неоднозначную интерпретацию. Учитывая это соображение, для полноты анализа нам показалось целесообразным классифицировать данные по трем следующим основаниям:

1) содержание рисунков и высказываний;

2) эмоциональная окрашенность рисунков и высказываний;

3) адекватность представлений.

С точки зрения содержания, нами были выделены несколько основных категорий, так или иначе упоминавшихся в рисунках или высказываниях детей. Один рисунок мог включать в себя различные содержательные аспекты.

Для большинства из них (21 человек - 54%) наиболее существенным является историко-географический аспект. К этой группе мы отнесли представления о географическом положении и статусе России (изображение карты России, представление о России как о стране).

Страницы: 1 2


Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Маслоу указывает, что эстетические потребности связ ...

Потребность в уважении
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Удовлетво ...

Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но делать это он должен в приватном порядке. Практикант может принять к сведению то, что он узнал на суперв ...