Рабочий коллектив как форма организации малой группы, его психологическая характеристика
Страница 1

Материалы » Рабочий коллектив как малая группа » Рабочий коллектив как форма организации малой группы, его психологическая характеристика

Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы.

Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии групп.

В психологической динамике группы, начиная с момента ее возникновения, обычно:

- обнаруживаются признаки взаимоотношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений;

- происходит столкновение появляющихся мнений, желаний, намерений, действий у части членов, которое завершается выработкой общих, компромиссных взглядов и подходов либо возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом и выходом из группы части ее членов;

- выдвигаются лидеры – наиболее активные члены, с харизматическими признаками личности, инициативно собирающие единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители. Если в группе есть официально назначенный руководитель, то между ним и лидером (лидерами) возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе. Если в стихийно сложившейся группе возникает несколько лидеров, то между ними происходит обычно психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером;

- со временем положение в группе относительно стабилизируется. Страсти на время утихают, психологические столкновения и конфликты приводят к выработке согласия. Установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере, ее жизни и функционированию;

- возникшая относительно стабильность не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Могут измениться окружающая группу среда, условия в обществе, требующие и определенных перемен в группе, которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не происходят или задерживаются, что вызывает недовольство членов группы. Нередко бывает, что в группе есть некая «психологическая червоточинка» - загнанность на периферию сознания частичное несогласие, сделанная частью членов группы, уступки во имя единства группы в начале ее существования. Она живет в глубине сознания, медленно, но верно подтачивая настроение сделавших уступку людей, подпитывается вольно или невольно подмеченными ими фактами жизни, которые подтверждают (как им кажется подтверждают) верность их прежнего мнения. Оценок и предложений. Организация вертикали управления группой. Особенно если она недемократична да еще реализуется субъектом управления с авторитарным стилем, содержит еще одну «червоточинку» - скрытое до поры до времени недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, свобод, льгот и тд. В длительно существующей группе появляются и новые члены, порой не чувствующие ответственности за ранее достигнутые соглашения в группе, недовольные сложившимся положением дел радикально настроенные на перемены. Короче говоря, за внешним благополучием в сложившейся и тем более длительно существующей группе любого вида и масштаба существуют причины, требующие постоянного слежения за ее психологией и подвижками в ней. А также адекватного руководства, главным образом ориентированного на предупреждение и устранение внутренних противоречий в психологии группы и недовольства ее членов, поддержание и укрепление ее сплоченности и здоровой атмосферы.

Страницы: 1 2


Настоящее состояние больного
Общее состояние больной удовлетворительное, сознание ясное. Внешний вид больной соответствует возрасту. Телосложение пропорциональное, конституция нормостеническая. Осанка прямая. Цвет кожных покровов телесный. Подкожно-жировой слой развит хорошо. Слизистая оболочка полости рта розового цвета, влажная. Язык розовый, влажный, корень обло ...

Мотивационно-ценностная сфера рекламы
В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. Однако сейчас имеется очень мало данных, касающихся социальной рекламы, особенно, по сравнению ...

Микроколебания настроения
Если до этого были рассмотрены типические проявления более или менее устойчивого фонового психоэмоционального настроя человека, то теперь рассмотрим автоматические реакции человека на неожиданно возникший раздражитель (слово, поступок, ситуацию). Как и всегда, на учёт берут либо набор из приводимых ниже признаков, либо единственный, но ...