Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности

Материалы » Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями » Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности

Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на первый план необходимость исследования социально-психологической адаптации (СПА) - процесса, приводящего к социально-психологической адаптированности – состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Социально-психологическую адаптацию можно назвать продуктивным проявлением индивидуальности, опираясь на взгляды А.Г. Асмолова (Асмолов, 1990). Подобный вывод основывается на ряде общих характеристик, лежащих в основе этих двух понятий. Речь идет об идеях активности личности в процессе СПА, наличии необходимости осуществлять выбор при адаптации между разными мотивами, отыскивать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные средства для перестройки отклоняющихся от нормативно заданных эталонной группой линий поведения. В конечном счете, продуктом проявления социально-психологической адаптации является адаптированность как преобразование субъектом себя. Придерживаясь концепции А.Г. Асмолова, рассмотрим внутренне ориентированную религиозность в рамках мотивационно-смысловых отношений индивидуальности. Г. Оллпортом предложил понятия «extrinsic» - внешне ориентированная - и «intrinsic» - внутренне ориентированная - религиозность. Ценности внешне ориентированной, Е-религиозности, инструментальны и выполняют какие-либо функции, то есть используемы. Внутренне ориентированная, I-религиозность, находит мотивацию в религии как таковой. Другие личностные потребности рассматриваются как подчинённые основной мотивации, приводятся с ней в гармонию или отвергаются. Можно сказать, что, если индивид первого типа использует свою религиозность, то личность второго типа живёт ей. На наш взгляд, внутренне ориентированная религиозность способствует изменению не только мировоззрения человека, но и системы его взаимоотношения с другими людьми. Если внутреннюю религиозность рассматривать как основное мотивационно-смысловое отношение личности, выражающее личностные смыслы в поведении, регулирующее поступки и деяния, то можно говорить о влиянии данного явления на социально-психологическую адаптацию как продуктивное проявление индивидуальности. Таким образом, проблема нашего исследования: оказывает ли влияние и в какой степени внутренне ориентированная религиозность на уровень социально-психологической адаптации. За концептуальное основание исследования мы берем предположение о том, что внутренне ориентированная религиозность, через формирование интегрированной и устойчивой «я-концепции», диспозиционной терпимости, переживаний, адекватных ситуации, способствует успешному протеканию социально-психологической адаптации и, как следствие, большему уровню адаптированности. Под диспозиционной терпимостью подразумевается предрасположенность, готовность к терпимой реакции личности на среду. Таким образом, гипотеза нашего исследования: если у человека внутренне ориентированная религиозность, то у него высокий уровень социально-психологической адаптации. Цель исследования: показать, влияет ли внутренне ориентированная религиозность на уровень социально-психологической адаптации. Способ регистрации переменных – опросные методики Г. Оллпорта, Д. Росса, К. Роджерса, Р. Даймонда, Д. Райгородского. В качестве дополнительных переменных выступает пол, возраст, наличие навыков общения, социальный статус, темперамент.

Исследование проводилось с 30.11.06. по 16.12.06. В нем приняли участие 52 человека. В экспериментальную группу вошло 18 студентов Духовной семинарии с внутренней религиозностью, в контрольную – 19 нерелигиозных студентов КГМУ. Для обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования показывают, что внутренне ориентированная религиозность не влияет на уровень адаптации, а также такие компоненты социально-психологической адаптации, как самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, но формирует более высокий уровень интернальности, более низкий – стремления к доминированию, эскапизма (ухода от проблем). Важной для понимания причин формирования высокого уровня социально-психологической адаптации, на наш взгляд, является полученная корреляционная связь с отрицательным направлением между адаптацией и такими темпераментальными характеристиками, как ригидность и эмоциональная возбудимость. Обращают на себя внимание отмеченные тенденции, связанные с влиянием внутренней религиозности на компоненты СПА (интернальность, доминирование, эскапизм).


Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов
Время обучения в ВУЗе это не только период формирования компетентного специалиста, но это этап развития личности, время становления ценностей и от того, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя человек, может зависеть весь жизненный путь личности. В зарубежной психологии продуктивно разрабатывается проблема психологической ...

Методы исследования способностей и одаренности
В некотором отношении вопрос исследования способностей является нерешенным. Основными проблемными областями являются экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является сочетание различных методов в одной системе, обеспечивающей объективные научные знания о конкретной ...

Выводы
В этом реферате я попытался раскрыть не только «эмоциональное состояние» но и такое понятие как «эмоции» в целом, так как рассказывать первое которое в ходит в состав второго и без объяснения мне показалось бессмысленно. Без эмоции человек бы превратился в машину выполняющую команды только для выживания и продолжения своего рода. У люд ...