Соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности
Страница 1

Материалы » Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями » Соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности

Личность по праву считается ключевым понятием в психологии. Вместе с тем, изучение личности – одна из самых важных и сложных задач психологической науки. Интерес к личности всегда сопровождал и стимулировал развитие психологии. Учёные стремились понять сущность личности, раскрыть её психологическую структуру. В связи с этим активно стали разрабатываться теории личности. Ни одна теория личности не может обойтись без концепции её структуры. Наличие сформированной структурной концепции служит основным признаком разработанности любой теории личности. Вот почему, говоря о личности, акцент, прежде всего, делать следует на её структуре. Экспериментальное изучение структуры личности как в отечественной, так и в зарубежной психологии началось сравнительно недавно. К настоящему времени число теорий несоизмеримо опережает количество систематических исследований структуры личности. В связи с этим всё более и более актуальными становятся вопросы научной организации и проведения таких исследований. На современном этапе развития психологических знаний недостаточно изученными остаются вопросы соотношения и возрастной динамики взаимосвязей мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности. Имеющиеся данные противоречивы, поэтому ни о какой единой согласованности мнений теоретиков и практиков говорить не приходится. Выделение мотивации, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности было обосновано многими известными психологами. Так, мотивация в контексте структуры личности выступает актуальным предметом исследований в трудах А.Н. Леонтьева, А.Б. Орлова. Для Г.Ю. Айзенка и В.М. Русалова в этом отношении представляет интерес темперамент. Присутствие мотивации наряду с темпераментом в психологической структуре личности отмечают Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Э.А. Голубева, Р. Кэттелл, Р. Мейли. Уверенность в необходимости включения в состав структуры личности когнитивных стилей высказывают М.А. Холодная, Г. Уиткин, Ф. Олтман, Р. Мейли, В.В. Селиванов. Несмотря на огромное число отдельных исследований мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей, вопросы об их соотношении и его возрастной динамике в структуре личности до сих пор остаются недостаточно теоретически и эмпирически проработанными. Даже в тех немногих случаях, когда предпринимаются попытки теоретически обосновать и интерпретировать предполагаемые связи, эмпирические требования их проверки и доказательства нередко упускаются из вида. При сложившемся положении дел страдает и теория, и практика, и наука в целом. Бесспорно, изучать непосредственно психические явления необходимо. Однако дальнейшее развитие науки требует ответить на следующие вопросы: как связаны эти явления между собой и каким образом их соотношение изменяется в онтогенезе. Поэтому неудивительно, что постановка и решение заданных вопросов в современных условиях приобретает особое значение. Определение основополагающих психических компонентов в структуре личности и подробное изучение их соотношения и его динамики даст ключ к построению более полной и точной научной картины о фундаментальных психических составляющих структуры личности, благодаря чему, в конечном счёте, становится возможным объяснить непосредственно саму личность человека и его поведение. Весьма продуктивный подход к исследованию проблемы структуры личности предлагает Е.В. Шорохова. Перспективы дальнейшего исследования этой проблемы она видит в определении некоторого числа признаков, образующих структуру, и характера взаимосвязей между ними. Поскольку мотивация достижения, темперамент и когнитивные стили являются фундаментальными, базовыми психическими образованиями в строении личности, изучение их соотношения открывает перспективы установления, возможно, ключевых взаимосвязей между основными психическими элементами в целостной структуре личности, а также предоставляет возможность более полно и глубоко описать и понять как саму личность, так и её структуру. Находясь на стыке целого ряда научных дисциплин (психологии личности, общей и дифференциальной психологии, психологии способностей и мотивации, а также когнитивной психологии) обозначенная в теме проблема затрагивает множество совершенно различных аспектов, благодаря чему становится в известной степени универсальной и приобретает уникальное значение для каждой из перечисленных областей психологического знания. Итак, актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, необходимостью изучения соотношения и динамики мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности, а с другой стороны, - недостаточным вниманием к формулировке и постановке теоретических задач такого рода и проведению экспериментальных психологических исследований в русле заданной тематики. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности. Предварительно мы выдвинули следующие исследовательские гипотезы:

Страницы: 1 2


Научитесь действовать гибко и нестандартно
Быть готовым к переговорам - это отказаться от вредных привычек. Четко знать какого результата мы хотим добиться или, по меньшей мере, приблизиться к нему. Это значит научиться действовать во время переговоров гибко и нестандартно. Действовать привычно, стереотипно, стандартно – это, например, отвечать на давление партнера ответным д ...

Текст методики ШРЛТ
Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй, так; «3» – верно; «4» –совершенно верно. 1. Вы спокойны 1 2 3 4 2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4 3. Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4 4. Вы исп ...

Теоретическая часть
В психологии различают направленное и ненаправленное влияние. В нашей работе мы рассмотрим первый вид влияния, а именно – направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. К механизмам направленного влияния относят внушение и убеждение, которые являются достаточно действенными в услови ...