Диагностика интеллекта
Страница 2

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной и учебной деятельности.

Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта – перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной [Глуханюк 2005: 64].

В школьной практике применяется специальный школьный тест умственного развития (ШТУР). Он предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6 – 8 класса.

ШТУР состоит из шести субтестов:

1. осведомленность (2 субтеста);

2. аналогии (1);

3. классификация (1);

4. обобщение (1);

5. числовые ряды (1).

В их состав входят задания, типичные по форме для большинства вербальных тестов интеллекта. Включенные в них задания составлялись на базе сведений, полученных в ходе психологического анализа учебных программ и учебников 6 – 7 классов общеобразовательной школы. Понятия, используемые в заданиях, подобраны по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому. ШТУР ориентирован на социальный норматив, который зафиксирован содержанием школьной программы.

Практическое использование теста показало его достаточную эффективность для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся среднего школьного возраста [Шевандрин 2003: 119].

Таким образом, интеллект относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) задатков, формирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных тестов интеллекта, свидетельствующих об их практической ценности в дифференциальной диагностики умственной отсталости, задержек психического развития детей, в судебно-психологической экспертизе подростков.

Страницы: 1 2 


Общее понятие о коммуникациях
Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникаций: ü Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. ü Соверш ...

Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И., 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднител ...

Онегинская.
Татьяна влюбилась в Онегина тоже с перового взгляда. "ты чуть вошел - я вмиг узнала". Так бывает, когда девушка долгое время испытывает одиночество, вращаясь среди "неподходящих" ей мужчин. Внутри у нее складывается идеал, каким должен быть ее избранник. И встретив того, кто хоть частично совпадает с этим образом, он ...