Диагностика интеллектаСтраница 2
Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.
Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной и учебной деятельности.
Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта – перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной [Глуханюк 2005: 64].
В школьной практике применяется специальный школьный тест умственного развития (ШТУР). Он предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6 – 8 класса.
ШТУР состоит из шести субтестов:
1. осведомленность (2 субтеста);
2. аналогии (1);
3. классификация (1);
4. обобщение (1);
5. числовые ряды (1).
В их состав входят задания, типичные по форме для большинства вербальных тестов интеллекта. Включенные в них задания составлялись на базе сведений, полученных в ходе психологического анализа учебных программ и учебников 6 – 7 классов общеобразовательной школы. Понятия, используемые в заданиях, подобраны по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому. ШТУР ориентирован на социальный норматив, который зафиксирован содержанием школьной программы.
Практическое использование теста показало его достаточную эффективность для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся среднего школьного возраста [Шевандрин 2003: 119].
Таким образом, интеллект относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) задатков, формирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.
В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных тестов интеллекта, свидетельствующих об их практической ценности в дифференциальной диагностики умственной отсталости, задержек психического развития детей, в судебно-психологической экспертизе подростков.
Психический статус
Внешний вид больной соответствует возрасту, мимика живая, поза удобная. Больная общительная, адекватно реагирует на окружающее, контакт установился быстро. Ориентировка больной в месте, времени, собственной личности и окружающей обстановке сохранена. Нарушения объема, устойчивости и переключаемости внимания при беседе не выявляются. Илл ...
Этиология
В связи с клинической гетерогенностью синдрома, различной выраженностью интеллектуального дефекта и разной степенью социальной дезадаптации к настоящему времени пока еще отсутствует единая точка зрения относительно происхождения заболевания.
В целом синдром обязан своим происхождением сложному сочетанию генетического и экзогенно-органи ...
Методика исследования эмоционального состояния.
Автор:
по Э. Т. Дорофеевой.
Апробация:
Цель:
оценка эмоционального состояния ребёнка.
Стимульный материал:
три карточки разного цвета (красная, синяя, зелёная) размером 7/7 см.
Ход обследования:выявляется изменение чувствительности по трём основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Процедура повторяется тр ...