Индивидуальный и общественный нарциссизм
Страница 1

Материалы » Индивидуальный и общественный нарциссизм

Одним из наиболее плодотворных открытий Фрейда является понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейших результатов своих исследований и привлекал для обьяснения различных феноменов, таких как психозы ("нарциссические неврозы"), любовь, боязнь кастрации, ревность и садизм, а также для лучшего понимания массовых явлений, например готовности угнетенных классов быть лояльными по отношению к господствующим над ними классам. Представления Фрейда о нарциссизме базируются на его понятии сексуального либидо. Однако эта механистическая точка зрения на либидо скорее блокирует, чем продвигает дальше развитие понятия нарциссизма. Содержащиеся в нем возможности могут быть использованы намного лучше, если рассматривать его с точки зрения психической энергии, которая не идентична энергии полового инстинкта. Эта энергия основывается на психических силах, которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающих определенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Она связывает и развязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает его связь с внешним миром. Существенным в любой теории или терапии, которую можно определить как психоанализ, является динамическое понимание человеческого поведения; то есть, исполненные энергией силы мотивируют поведение человека и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты сами силы. Эта динамическая точка зрения на человеческое поведение является центральным пунктом в системе Фрейда.

Существенным в любой теории или терапии, которую можно определить как психоанализ, является динамическое понимание человеческого поведения; то есть, исполненные энергией силы мотивируют поведение человека, и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты сами силы. Эта динамическая точка зрения на человеческое поведение является центральным пунктом в системе Фрейда. Вопрос о том, как эти силы понимаются в теоретическом плане — в понятиях механистически-материалистической философии или в понятиях гуманистического реализма, — важный, но все же второстепенный по сравнению с центральным значением динамической интерпретации человеческого поведения. Описание нарциссизма целесообразнее начать с двух контрастных примеров: "первичного нарциссизма" новорожденного и нарциссизма душевно больного. Новорожденный еще не имеет отношения к внешнему миру. Это можно выразить следующим образом: внешний мир не существует для новорожденного, во всяком случае, он не в состоянии сделать различие между "Я" и "Не-Я". Новорожденный не имеет "интереса" к внешнему миру.

Единственная реальность, существующая для новорожденного — это он сам: его тело, его физические ощущения тепла и холода, жажды, потребности в сне и физическом контакте. Душевнобольной находится в положении, которое несущественно отличается от положения новорожденного. Но в то время как для новорожденного внешний мир еще не возник как реальность, для душевнобольного он уже перестал существовать в качестве реальности. Например, в случае галлюцинаций органы чувств теряют свою функцию регистрировать происходящее во внешнем мире и регистрируют лишь субъективные переживания типа сенсорных реакций на предметы внешнего мира. При мании преследования действует тот же механизм. Субъективные эмоции, например страх и подозрение, настолько объективируются, что параноик убежден в заговоре других людей против него. Именно этим он отличается от невротика: последний может жить в постоянном страхе, что его ненавидят, или преследуют, или что-то подобное, однако он всегда сознает, что речь идет лишь о его опасениях. Особый род нарциссизма, пограничного между нормой и душевной болезнью, можно наблюдать у людей, обладающих необычайной властью. Египетские фараоны, римские императоры, Гитлер, Сталин — все они обнаруживают определенные сходные черты характера. Они обладают абсолютной властью; им принадлежит последнее слово, включая жизнь и смерть. Власть делать все, что они хотят, кажется безграничной. Они — боги, и только болезнь, возраст или смерть могут им как-то повредить. Они пытаются поступать таким образом, словно не существует границ для их прихотей и жажды власти. Чем больше человек пытается стать богом, тем больше он изолирует себя от всех остальных людей, эта изоляция нагоняет на него все возрастающий страх. Психоз является состоянием абсолютного нарциссизма, состоянием, из-за которого индивид порвал все связи с внешней реальностью и заместил ее собственной личностью. Он весь переполнен самим собой, он превратил себя "в бога и весь мир".

Страницы: 1 2 3 4


История происхождения психолого-педагогической антропологии
Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозначения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было. ...

Семья как пространство жизнедеятельности
Слово «жизнь» используется в различных значениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие от неорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти, представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека. Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с человеко ...

Психологический климат как характеристика межличностных отношений в коллективе
Социально-психологическийклимат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает ...