Симптомы в психотерапии.
Страница 1

Специфика поведенческого направления может быть лучше понята путем сравнения трех подходов к лечению: в рамках медицинской модели, психоанализа и поведенческого направления.

В психиатрии жалобы рассматриваются в определенной диагностической перспективе, как симптомы, которые указывают на типичную болезнь, конкретную «поломку» в организме.

Рассмотрение жалоб как симптомов предполагает оценку их как патологии, как отклонения от нормального функционирования организма, имеющего в основе болезненный процесс. Исходя из этого, терапия направлена на восстановление нормального функционирования организма, восстановление баланса внутри организма.

В психоанализе симптомы есть символ определенного личностного расстройства, которое указывает на специфический, неосознанный внутриличностный конфликт. Терапия направлена на его осознание и разрешение.

В поведенческом направлении жалобы понимаются как проблема, которая может быть разрешена психологическими средствами. Она должна быть сформулирована в терминах конкретного поведения, при этом термин поведение в современной поведенческой терапии включает также и когниции, реакции тела, эмоции.

В зависимости от ориентации поведенческого терапевта акцент будет делаться на различных ее аспектах (когнитивным, семейным поведенческим терапевтом, системным поведенческим психотерапевтом).

Описание жалоб как поведенческой проблемы по содержанию в ряде случаев совпадает с описанием симптомов (например, тики, заикание, навязчивое поведение, страхи). В других случаях такого совпадения нет. Например, депрессия (как психиатрическая категория) описывается как определенный, наиболее часто проявляемый способ поведения: сетование, поиск помощи, горевание, пессимистическая оценка настоящих и будущих событий и т. д. С позиций поведенческой терапии жалобы оценивается как отклонение от желательного для клиента ведения. Они рассматриваются как «нормальный» процесс обучения, который закрепился вследствие благоприятных внешних или внутренних условий.

Задача поведенческого терапевта заключается в идентификации стимулов, которые вызывают (контролируют) и поддерживают дисфункциональное поведение (этап поведенческого анализа) и, изменяя эти стимулы, могут сформировать и закрепить адаптивное поведение.

Поведенческая терапия требует значительной включенности пациента в процесс лечения. Уровень соучастия клиента в процесс психотерапии, готовность его принять большую или меньшую степень ответственности за результат обговариваются на самом начальном этапе взаимодействия, то есть поведенческая терапия предполагает заключение определенного контракта с пациентом. Контракт может носить как письменный, так и устный характер, что не меняет его сути.

Фактически такой контракт достигается во время обсуждения цели терапии, когда среди многих видов дезадаптивного поведения выбираются конкретные стереотипы такого поведения в качестве цели, то есть поведения-мишени. Выбор цели не навязывается терапевтом, основная инициатива принадлежит клиенту. Терапевт при этом выполняет функцию эксперта, помогающего лучше увидеть возможности выбора, переформулировать запросы клиента в термины поведенческой психотерапии.

Активность клиента проявляется и в дальнейшем во время обсуждения предполагаемых техник терапии. Открытая информация о трудностях при реализации тех или иных методов делает выбор пациента более осознанным. Уровень принятия ответственности может существенно различаться в зависимости от выбранной техники. Он меньше при таких методах, как пассивная модель систематической десенситизации, и значителен при техниках самоконтроля или при использовании таких техник, как наводнение, парадоксальная интенция и др. В общем, можно сказать, что принятие большей ответственности пациентом предполагает более интенсивное использование техник самоконтроля.

Техники самоконтроля дают возможность клиенту иногда заменять терапевта в ходе лечения.1

Проведение поведенческой психотерапии напоминает научное исследование. Если сравнить построение научного эксперимента, выделив его отдельные этапы, то можно отметить полную аналогию между работой поведенческого психотерапевта и ученого. Ряд понятий, используемых ими, по своей сути будет; идентичным хотя будет употребляться разная терминология, например, независимая переменная будет соответствовать понятию «поддерживающие условия» в лексике поведенческого терапевта, зависимая переменная — понятию «поведение-мишень».

Этапы поведенческой психотерапии, аналогичные этапам научного эксперимента, следующие: определение цели терапии (выделение поведения-мишени); измерение базового уровня поведения-мишени до начала терапии; выявление факторов, влияющих на поведение-мишень (как запускающих стимулов, так и последствий поведения-мишени); формулировка гипотезы (определение того, с помощью каких поддерживающих условий можно изменить в нужном направлении поведение-мишень); проверка гипотезы (проведение терапии, изменение выбранных поддерживающих условий); измерение поведения-мишени после терапии; завершение терапии, если она оказалась успешной, или выдвижение новой гипотезы, если результаты терапии расценены как неуспешные.

Страницы: 1 2


Характеристика личностного развития современных первоклассников
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями по школьному типу. В дошкольных учреждениях проводятся «тренировочные» занятия по математике, родно ...

Поведение в состоянии фрустрации
Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возмо ...

Психологические проблемы детской онкологии (на материале общей онкологии)
Детская онкология - достаточно молодое, во многом революционное и все еще исследовательское направление в отечественной и зарубежной медицине (Дурнов, 1992). До сих пор не осуществлены исследовательские психологические программы в этой области, тогда как "прикладная психология" активно осваивает это поле профессиональной деят ...