Симптомы в психотерапии.Страница 1
Специфика поведенческого направления может быть лучше понята путем сравнения трех подходов к лечению: в рамках медицинской модели, психоанализа и поведенческого направления.
В психиатрии жалобы рассматриваются в определенной диагностической перспективе, как симптомы, которые указывают на типичную болезнь, конкретную «поломку» в организме.
Рассмотрение жалоб как симптомов предполагает оценку их как патологии, как отклонения от нормального функционирования организма, имеющего в основе болезненный процесс. Исходя из этого, терапия направлена на восстановление нормального функционирования организма, восстановление баланса внутри организма.
В психоанализе симптомы есть символ определенного личностного расстройства, которое указывает на специфический, неосознанный внутриличностный конфликт. Терапия направлена на его осознание и разрешение.
В поведенческом направлении жалобы понимаются как проблема, которая может быть разрешена психологическими средствами. Она должна быть сформулирована в терминах конкретного поведения, при этом термин поведение в современной поведенческой терапии включает также и когниции, реакции тела, эмоции.
В зависимости от ориентации поведенческого терапевта акцент будет делаться на различных ее аспектах (когнитивным, семейным поведенческим терапевтом, системным поведенческим психотерапевтом).
Описание жалоб как поведенческой проблемы по содержанию в ряде случаев совпадает с описанием симптомов (например, тики, заикание, навязчивое поведение, страхи). В других случаях такого совпадения нет. Например, депрессия (как психиатрическая категория) описывается как определенный, наиболее часто проявляемый способ поведения: сетование, поиск помощи, горевание, пессимистическая оценка настоящих и будущих событий и т. д. С позиций поведенческой терапии жалобы оценивается как отклонение от желательного для клиента ведения. Они рассматриваются как «нормальный» процесс обучения, который закрепился вследствие благоприятных внешних или внутренних условий.
Задача поведенческого терапевта заключается в идентификации стимулов, которые вызывают (контролируют) и поддерживают дисфункциональное поведение (этап поведенческого анализа) и, изменяя эти стимулы, могут сформировать и закрепить адаптивное поведение.
Поведенческая терапия требует значительной включенности пациента в процесс лечения. Уровень соучастия клиента в процесс психотерапии, готовность его принять большую или меньшую степень ответственности за результат обговариваются на самом начальном этапе взаимодействия, то есть поведенческая терапия предполагает заключение определенного контракта с пациентом. Контракт может носить как письменный, так и устный характер, что не меняет его сути.
Фактически такой контракт достигается во время обсуждения цели терапии, когда среди многих видов дезадаптивного поведения выбираются конкретные стереотипы такого поведения в качестве цели, то есть поведения-мишени. Выбор цели не навязывается терапевтом, основная инициатива принадлежит клиенту. Терапевт при этом выполняет функцию эксперта, помогающего лучше увидеть возможности выбора, переформулировать запросы клиента в термины поведенческой психотерапии.
Активность клиента проявляется и в дальнейшем во время обсуждения предполагаемых техник терапии. Открытая информация о трудностях при реализации тех или иных методов делает выбор пациента более осознанным. Уровень принятия ответственности может существенно различаться в зависимости от выбранной техники. Он меньше при таких методах, как пассивная модель систематической десенситизации, и значителен при техниках самоконтроля или при использовании таких техник, как наводнение, парадоксальная интенция и др. В общем, можно сказать, что принятие большей ответственности пациентом предполагает более интенсивное использование техник самоконтроля.
Техники самоконтроля дают возможность клиенту иногда заменять терапевта в ходе лечения.1
Проведение поведенческой психотерапии напоминает научное исследование. Если сравнить построение научного эксперимента, выделив его отдельные этапы, то можно отметить полную аналогию между работой поведенческого психотерапевта и ученого. Ряд понятий, используемых ими, по своей сути будет; идентичным хотя будет употребляться разная терминология, например, независимая переменная будет соответствовать понятию «поддерживающие условия» в лексике поведенческого терапевта, зависимая переменная — понятию «поведение-мишень».
Этапы поведенческой психотерапии, аналогичные этапам научного эксперимента, следующие: определение цели терапии (выделение поведения-мишени); измерение базового уровня поведения-мишени до начала терапии; выявление факторов, влияющих на поведение-мишень (как запускающих стимулов, так и последствий поведения-мишени); формулировка гипотезы (определение того, с помощью каких поддерживающих условий можно изменить в нужном направлении поведение-мишень); проверка гипотезы (проведение терапии, изменение выбранных поддерживающих условий); измерение поведения-мишени после терапии; завершение терапии, если она оказалась успешной, или выдвижение новой гипотезы, если результаты терапии расценены как неуспешные.
Исторический аспект формирования и развития профориентации
Зачатки профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.
Основная история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в общественном укладе. К концу 19-го - началу 20-го века относятся первые примеры попыток из ...
Актуализация профессиональных способностей студентов в учебной
изобразительной деятельности
Одним из направлений модернизации содержания отечественной системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием является повышение качества подготовки будущих профессионалов.
Практика показывает, что современный выпускник школы, став студентом, часто проявляет познавательную беспомощность. Одна из её причин кроется ...
Предварительный диагноз и его обоснование
Исходя из жалоб больной на раздражительность, слабость, быструю утомляемость, данных психического статуса о сниженных эмоциях, можно предположить у больной астенический синдром.
Исходя из
· жалоб на головные боли, чувство пульсирования в висках, возникающие при разговорах неприятного для больной содержания, при ярком свете, громком зв ...