Исследование функционирования опекунских семей
Страница 3

Радостным событием является день рождения, который отмечают в 87% семей. Форма празднования традиционная: застолье с родственниками, хотя дети довольны - им приносят подарки. Опекуны при опросе старались нарисовать более благополучную картину в отношениях с ребенком, чем это есть на самом деле. Существующие проблемы в отношениях опекуны не считают слишком серьезными. Однако было выявлено, что в 11% семей отношения между опекунами и детьми напряженные, отсутствует нормальный эмоциональный контакт, часты ссоры. В 12% семей отношения откровенно плохие, имеют место скандалы и даже драки. Во многих семьях опекуны пьют.

Все эти обстоятельства не могут не влиять на формирование представлений детей о своем будущем. Будущее все подростки и их опекуны связывают только с учебой или работой. Большинство детей понимают, что для них наиболее реально – поступить после 9 класса в училище, чтобы потом получить хорошую работу, которая позволит поступить в ВУЗ. Хотя точно сказать, кем он хочет быть и куда будет поступать, подростки не могут. Мнение опекунов и воспитанников расходятся в 30% случаев. Еще 30% опекунов вообще не вмешиваются в планы воспитанников, даже не знают о них. В 5% опекуны негативно относятся к будущему подростка, считая, «ему бы только гулять, да иметь денег побольше». Сами дети тоже обеспокоены нестабильностью своей жизни («останусь на второй год, дед отдаст в интернат»). Собственные планы в личной жизни связаны с будущей семьей и отдельным от опекунов проживанием. Некоторые дети мечтают о том, что возьмут к себе отца, мать.

Проведенное исследование показало, что в опекунских семьях существуют специфические проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию детей. Среди них – преклонный возраст опекунов, плохое психо-физическое состояние, материальные затруднения, не позволяющие детям получить качественное образование, развить способности и интересы. Не справляясь с воспитанием, бабушки выбирают потворствующую гиперпротекцию и гиперопеку. Дети рано взрослеют и берут на себя ответственность за своих престарелых опекунов. Эти проблемы сглаживаются, если в семье опекунов есть более молодые родственники: тети, дяди, старшие сестры и братья.

Особую группу детей составляют дети недавно помещенные под опеку и пережившие смерть родителей. Опекуны не знают, как помочь ребенку, часто неправильными действиями усугубляют его состояние.

Большой интерес представляет группа неродственных опекунских семей. Если родственники чаще всего берут от безысходности, от того, что неудобно перед людьми, из жалости, то посторонние люди хотят помочь ребенку, сделать доброе дело, устранить несправедливость. Такой тип мотивации предполагает принятие и более старших детей и не совсем здоровых. Такие мотивы помогают справиться с трудностями и проблемами, возникающими с ребенком. К сожалению, в нашем обществе неродственная опека никак не пропагандируется.

Отношение к опекунам – родственникам скорее осуждающее: не смогли воспитать хорошо своих детей – воспитывайте внуков. Возможно, такая позиция определяет и тот факт, что эти семьи не имеют поддержки и помощи в процессе своего существования. Хотя как показывает обследование, в психологической коррекции и реабилитации остро нуждаются дети. Опекуны должны чувствовать, что их действия постоянно контролируются, что они всегда могут получить помощь и поддержку от специалистов. Однако, сопровождение опекунских семей не организовано. Хотя именно эти семьи и дети нуждаются в помощи психолога: и в период вхождения в новую семью, и при работе с тревожностью, страхом одиночества, тоски ребенка.

Страницы: 1 2 3 


Особенности поведения
Отсутствие зрительного контроля над движениями осложняет формирование координации движений. Вследствие этого движения слепых дошкольников скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но при слепоте импульсивность может про­являться более резко и пр ...

Основа оптимизма – уверенность в себе, чувство защищенности и нужности людям. Как полюбить себя и обрести уверенность в себе?
Для этого следует вспомнить несколько «золотых правил»: Расскажите ребенку о «секретном оружии» бабушек и дедушек. Пусть он возьмет в руки обычное зеркальце. Хоть это и обычное зеркальце, но в нем кроется волшебная сила! Расскажите о том, что еще давно, бабушки знали, что если каждое утро, проснувшись и умывшись, смотреться в зеркало, ...

Начальный этап формирования личности ребенка
В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характер сотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией». Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самоо ...