Этиология
В связи с клинической гетерогенностью синдрома, различной выраженностью интеллектуального дефекта и разной степенью социальной дезадаптации к настоящему времени пока еще отсутствует единая точка зрения относительно происхождения заболевания.
В целом синдром обязан своим происхождением сложному сочетанию генетического и экзогенно-органического факторов.
Несомненна роль наследственного фактора в происхождении синдрома. У родителей больных ранним детским аутизмом описывают такие черты характера, как эмоциональная холодность, повышенная «рассудительность». Схожие качества в рамках болезненного состояния отмечаются у их детей.
В связи с этим L. Kanner высказывалось предположение о том, что влияние наследственной предрасположенности при раннем детском аутизме опосредуется спецификой воспитания детей. Ребенок развивается в условиях формального общения с родителями, испытывает влияние эмоциональной холодности матери, что и обусловливает, в конечном счете, возникновение таких свойств его психики, как замкнутость, отгороженность, невозможность вступления в эмоциональный контакт с окружающими.
С психоаналитических позиций аутизм, избегание общения, «уход в себя», рассматривается как механизм психологической защиты в условиях хронической семейной психотравмирующей ситуации, вызванной крайним эмоциональным отвержением, или патологической фиксации симбиотической связи в системе мать-дитя.
Генетические исследования последних десятилетий показали связь синдрома раннего детского аутизма с хромосомной патологией - ломкой и фрагильной Х-хромосомой. Данная аномалия обнаруживается у больных ранним детским аутизмом мальчиков в 19 % случаев.
Широко обсуждается роль органической патологии мозга в происхождении раннего детского аутизма. Механизм формирования синдрома связывается со специфической мозговой локализацией - стволовыми отделами, ретикулярной формацией, лобно-лимбической системой и др. Шизоформный характер поведения связан с преимущественным недоразвитием «энергозаряжающих» систем ствола мозга.
Поведенческий подход Б.Скиннера
Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский " ...
Взаимоотношения братьев и сестер в семье
Очень часто семьям, имеющим двоих детей, приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети дерутся друг с другом или обзывают друг друга как самые злейшие враги. Что делать в такой ситуации? Необходимо искать истинную причину враждебных отношений между детьми. Чаще всего подобное поведение спровоцировано родителями.
В семьях, где подрост ...
Учение о чувствах
Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие — их нарушение. Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельност ...