Студенческое кураторство как решение проблемы

Материалы » Влияние психологической среды ВУЗа » Студенческое кураторство как решение проблемы

В настоящее время остро стала проблема воспитания студентов в университете: обязан ли ВУЗ заниматься этим? Если да, то кто этим займется? Во многих ВУЗах существуют Институты кураторов, но их работа оставляет желать лучшего, потому что, как правило, кураторы - это преподаватели, которые видят мир с преподавательской точки зрения, порой им сложно понять студентов. Свои обязанности они выполняют только формально. Почему же очень важно ответственно относиться к выбору будущего куратора?

С 2004 года в Томском политехническом университете (ТПУ) реализуется программа Элитного Технического Образования (ЭТО), которая представляет собой инновационную форму образовательного процесса. Помимо инновационного образования на базе ЭТО опробуется студенческое кураторство. Изначально предполагалось, что кураторами на ЭТО будут представители кадрового резерва ТПУ, но в связи с их большой занятостью первый набор студентов остался "без присмотра". Именно поэтому на ЭТО курировать группы первокурсников взялись студенты 2 курса Элитного Технического Образования. Пережив свой первый курс, они лучше других знают всю сложность адаптации к обучению на ЭТО.

Таким образом, главная цель кураторства на ЭТО - помочь студентам первого курса адаптироваться к обучению на ЭТО и в университете, т.е. почувствовать себя полноценным членом группы, найти свое место в коллективе, который разделяет твои ценности и моральные устои. Поставленные цели достигаются вовлечением первокурсников в жизнь ТПУ, проведением "часов куратора", которые больше напоминают дружеские беседы на общие темы, совместные походы выходного дня.

На первоначальном этапе кураторы являются идеологическим центром, так как они транслируют ценности Элитного образования. Второкурсники формируют у первокурсников активную жизненную позицию, мотивируют их к участию в различных мероприятиях, проводимых на ЭТО и в ТПУ.

В начале деятельности студенты - кураторы столкнулись с отсутствие идеального образа куратора у большинства студентов и недостаточной психолого-педагогической компетентностью у ряда кураторов - студентов. Это осложняло деятельность, но в тоже время способствовало становлению системы кураторства. Для увеличения эффективности кураторской деятельности в системе Элитного Технического Образования предусмотрена учёба кураторов с квалифицированным специалистом - психологом. Кураторы проходят тренинги "Знакомство с интерактивными технологиями работы с группой" и "Повышение психолого-педагогической компетентности куратора", помогающими второкурсникам устанавливать контакт с курируемой группой, формировать коллектив, определять ценностные ориентации и внутригрупповые нормы.

Каждый год для студентов первого курса ЭТО проводится Летняя школа в Киреевске, в которой кураторы второкурсники выступают в роли организаторов. Для кураторов Летняя школа начинается в апреле с разработки ее программы. Вся Летняя школа для них - это реальная возможность применить свои полученные навыки. Они проводят вечерние мероприятия, помогают решать возникающие проблемы, отслеживают активность студентов. По окончанию Летней школы подводятся итоги конкурса "Лучший куратор года".

Студенческое кураторство обладает определенными плюсами и минусами и может стать одним из путей решения проблемы воспитания в ВУЗе. Но, на мой взгляд, несмотря на все достоинства студенческого кураторства, оно применимо только в тех случаях, когда есть мотивация к созданию коллектива и студенты стремятся получить знания. Они обладают активной жизненной позицией, ценят другого человека и свою группу. Данную модель кураторства невозможно применять насильственно - результата не будет.