Конструкты и конструирование
Страница 1

Материалы » Теория личности по Келли » Конструкты и конструирование

Фундаментальный постулат и следствия описывают то, как работает конструкция при восприятии людьми мира и самих себя. Но что конкретно представляют собой конструкты и что понимается под конструированием? Давайте теперь рассмотрим более подробно эти ключевые понятия. Конструирование

подразумевает интерпретацию, то есть «возведение некой структуры, внутри каркаса которой субстанция принимает форму или приобрётает смысл». Регулярность или предсказуемость — важная смысловая особенность, которая имеет отношение к повторению и осведомленности. «Конструировать— значит слышать шепот повторяющихся тем в событиях, которые грохочут вокруг нас». Но акцент в теории Келли делается на предвосхищении событий, а не на их упорядочении. Наполненный смыслом конструкт скорее охватывает будущее, чем просто каталогизирует прошлое. Тем самым конструкты связывают прошлое с будущим и создают ощущение временного континуума.

Конструкты (constructs) образуют мост между личным психологическим миром и общественным миром деятельности и взаимодействия с другими. Келли описывает конструкты в виде паттернов или шаблонов, которые человек создает, а затем пытается наложить на мир или подогнать к нему. Они являются не репрезентацией или символизацией событий, а способами управления последними.

«События не говорят, что нам следует делать, и на их оборотной стороне не вы­гравированы их значения, которые мы могли бы обнаружить. И в радости и в го­ре мы сами придаем им то единственное значение, которое они будут иметь для нас в течение нашей жизни» (Келли 1970 год.)

Конструкты — это способы организации людьми своего опыта в соответствии с правилом подобия и отличия.

Обобщим всё выше сказанное в выводе

:

Ядро личности

Тенденция ядра.

Стремление прогно­зировать и контролировать события сво­ей жизни.

Модель, используемая для объяс­нения природы человека, — это модель уче­ного, который формулирует конструкты, затем подвергает их проверке: прошедшие проверку конструкты принимаются, не прошедшие — отвергаются либо модифицируются.

Характеристики ядра.

Конструкты — это абстракции или генерализации на основе конкретного опыта. Они дихотомичны (по­люса имеют противоположные значения, на­пример: хороший — плохой). Конструкты организованы в системы конструктов в со­ответствии с двумя иерархическими принци­пами. Во-первых, один конструкт может быть соподчинен другому, поскольку каждый по­люс соподчиненного конструкта представляет собой часть контекста для обоих полюсов со­подчиняющего. Во-вторых, целый конструкт

может соответствовать одному полюсу другого конструкта и не иметь отношения к другому.

Прогнозируя события, человек отбирает конструкты, которые представляются ему ре­левантными, затем определяет, какой из по­люсов каждого из конструктов он должен учитывать. Выбор полюса конструкта назы­вается продуманным выбором: он отражает решение о том, какая из существующих аль­тернатив предлагает больше возможности для расширения и определения конструктной системы.

Хотя те конструкты, которые не подтвер­ждаются реальными событиями, подлежат изменению либо устранению, Келли не говорит прямо о том, в чем сущность процедуры проверки конструктов. Однако он выделяет несколько эмоций, сопровождающих процесс опровержения и изменения конструктов. Тре­вога — это осознание того, что события, с которыми человек сталкивается, невозможно объяснить на основе существующей у него системы конструктов. Враждебность — это длительная попытка любой целью добиться подтверждения того социального прогноза, который, очевидно, уже не прошел проверку. Вина — это осознание удаления «Я» от собственной ролевой структуры.

Страницы: 1 2


Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в ...

Детско-родительское взаимодействие
Целью исследования является изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 455 подростков 13-16 лет. С помощью кластерного анализа было выделено пять групп подростков с различным характером процесса формирования автономии и различ ...

Несколько версий любви с первого взгляда
Многие из нас, перебирая в памяти свои "судьбоносные встречи", могут вспомнить, что уже в первый миг такой встречи возникло смутное предчувствие: "К этому человеку меня тянет". Какая-то неведомая сила тянула именно к нему, и обстоятельства складывались именно так, чтобы соединить вас вместе. Почему же из великого мн ...