Психологические проблемы детской онкологии (на материале общей онкологии)
Страница 2

Материалы » Угнетенность психики неизлечимыми недугами и ее преодоление. » Психологические проблемы детской онкологии (на материале общей онкологии)

В этот период особенно важно включать ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, помочь ему адаптироваться через ведущие деятельности, характерные для его возраста, - игру и учебу. Период адаптации к стационару (первые 2 недели) выбран нами для проведения исследования.

3. Особый период лечения - подготовка ребенка к операции и сопровождение в послеоперационный период.

Чаще именно подростки остро переживают неизбежные изменения во внешнем виде (выпадение волос, усталый вид, раздражения и метки на коже). А перспектива операции (особенно при онкопатологии опорно-двигательного аппарата) вызывает страхи остаться инвалидом.

Причем даже эндопротез зачастую воспринимается пациентами как существенный физический изъян, который будет помехой на дальнейшем жизненном пути.

4. Отдельная ситуация лечения - рецидив заболевания, когда ребенок вновь оказывается в клинике на повторном курсе лечения. В этот период может возникать неверие в будущее, нежелание дальнейшего лечения, недоверие к врачам и родителям. Особенно остро встают эти проблемы, если рецидив приходится на подростковый период.

В-третьих, переживание страха смерти, что в меньшей степени характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, однако весьма актуально для подростков.

По первым полученным данным (модифицированные "Незаконченные предложения", "Линия жизни", тест Вартегга, Самооценка Дембо-Рубинштейн) обследования детей в возрасте 11-14 лет, можно говорить о сильнейших страхах смерти, которые активно вытесняются и компенсируются завышенным уровнем притязаний и самооценкой по шкалам "Здоровье" и "Счастье", нереалистичным изображением длительности собственной жизни (например, мальчик 13,5 лет планирует прожить 200 лет).

В-четвертых, отдельный интерес представляет нейропсихологическое исследование детей с опухолями головного мозга и пациентов, получающих высокодозное лечение.

В-пятых, особая проблемная сфера - это трансформация детско-родительских отношений.

С одной стороны, тяжелое заболевание - уникальный факт автобиографической памяти, и можно говорить, что эти дети очень рано узнают страдание, боль, "рано взрослеют". Но, с другой стороны, наблюдается мощный регресс диадических отношений матери и ребенка.

В кризисной ситуации угрозы потери ребенка практически все матери отделения общей онкологии, вне зависимости от возраста их детей (от 0 до 16 лет), начинают использовать местоимение "мы" в рассказе о себе и ребенке ("мы легли в больницу", "нас направили в Москву", "у нас показатели сегодня не очень", "кушаем плохо" - это высказывания матерей о детях-подростках). А многие дети, в свою очередь, обращаются к таким "детским" средствам манипуляции, как капризы, хныканье, плач.

Особенно интересно, что из разговора с мамой исчезают все слова вежливости, которые продолжают активно использоваться в разговоре с чужими людьми.

Исследование личностных особенностей онко-клиентов с воронкообразной деформацией грудной клетки (ВДГК)

На сегодняшний день отмечается необходимость присутствия психолога в соматической клинике. Такая тенденция объясняется, прежде всего, увеличением степени опосредованного взаимодействия врача с психологической составляющей клиента, тем самым, обуславливая потребность профессионального сопровождения диады "врач-клиент".

Данное исследование является пилотажным. В нем предпринята попытка определить потенциальные направления психологического взаимодействия, как с врачом, так и с его клиентом.

В практической части данной работы представлено исследование диады "хирург - клиент с ВДГК".

В связи с этим рассматриваются личностные особенности клиентов с ВДГК и выдвигаются предположения о психологических причинах обращения за помощью к торакальным хирургам для устранения (исправления) данного дефекта и ищутся способы психотерапевтической работы с выявленными причинами.

Страницы: 1 2 3


Личностные качества психолога
В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога. Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких ...

Проблема периодизации психического развития
Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, ...

Структурирование жизненного мира в ходе работы горя (на примере людей, ушедших в религию)
Процесс переживания горя и утраты был описан в работах З.Фрейда «Печаль и меланхолия», Э.Линдеманна «Клиника острого горя», Ф.Е.Василюка «Пережить горе», М.Ш.Магомед-Эминова «Трансформация личности». Исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как человек преодолевает горе, справляется с ним. Начиная с Фрейда, который писал о «работе ...