Введение
Австралийский зоолог Конрад Лоренц, посвятивший всю свою жизнь изучению поведения животных, написал книгу, которую он назвал "Кольцо царя Соломона". В предисловии к ней автор привел библейскую легенду, повествующую об удивительной способности царя Соломона изъясняться на языке животных, скрытом от других людей. "Но я склонен принять эту сказку за истину, - пишет Лоренц, - я совершенно готов верить, и у меня есть к тому все основания, что Соломон действительно мог беседовать с животными, даже без помощи волшебного кольца, обладание которым приписывает ему легенда. Если "сигнальный код" общественных видов животных вообще можно назвать языком, он может быть понят человеком, изучившим его "словарь" ."
И в самом деле, у многих животных есть свой "язык", правда, очень примитивный и простой, но позволяющий им общаться между собой, передавать с его помощью состояние радости, тревоги, испуга, голода и др. Многие звуки, издаваемые животными, можно даже перевести на язык людей, и не одним словом, а целой фразой. Например, гусиный крик "га-га-га" имеет, оказывается, вполне определенный смысл: "торопитесь, торопитесь!". А более длинная "фраза": "га-га-га-га-га-га" означает: "тут есть чем поживиться, задержимся здесь".
Немецкий профессор Эрих Боймер на основании шестидесятилетних наблюдений установил, что все птицы, принадлежащие к семейству куриных, пользуются одним "языком", состоящим из 30 звуков, несколько различающихся музыкальным тоном. Эти звуки выражают определенное настроение или желание, например: "я хочу есть", "оставьте меня в покое" и т.п. Весьма разнообразны способы общения у насекомых. Энтомолог П.И. Марковский, наблюдая в течение нескольких лет красногрудых древоточцев, отличающихся очень крупными размерами, установил, что сложные взаимоотношения членов муравьиной семьи сопровождаются своеобразными жестами. Марковскому удалось подметить более двух десятков различных сигналов: "Дай поесть!", "Прошу: дай поесть!", "Какой это запах?", "Внимание!", "Чужой запах!", "Берегись!", "Тревога!", "В бой!", "На помощь!", "Кто ты?" и т.д.
Проводилось также изучение языка обезьян. "Словарь" гамадрилов состоит из 40 сочетаний различных звуков (сигнал опасности "Ак! Ак! Ак!", перекличка: "Ау!" - по назначению аналогично ауканью людей в лесу, но с ударением на первом слоге; и т.д.). Шимпанзе, живущий в естественных условиях, умеет издавать до 20 различных звуков, выражающих дружелюбие, тревогу, удовольствие, а также другие простые эмоции.
Эмоционально-волевая сфера детей с нарушением зрения
Эмоции:
·
выполняют регуляцию и охранную функции;
·
способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
·
побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
·
помогают приспособиться к ситуации;
·
сопровождает общение и все виды деятельности;
·
являются показателем общего состояния ребенка, его психи ...
Этапы формирования и функции потребностей
Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных).
1-я стадия–латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.
2-я стадия – неосоз ...
Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...