Введение
Страница 1

В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития. Во многом это обусловлено следующими факторами:

• ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе, показывает родителям, как и чем необходимо заниматься, так как дошкольное учреждение пока недоступно малышу);

• появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса, таких как группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные группы и др., что требует нового содержания и новых педагогических технологий;

• активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.

Кроме того, период раннего детства (1-3-й годы жизни ребенка) является как бы сенситивным для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим проблемных детей.

Помощь специалиста-дефектолога является наиболее эффективной именно в раннем возрасте ребенка, когда отношения в диаде «мать-дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии.

Настоящая работа является продолжением исследований, посвященных изучению характера взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям, воспитывающим малышей раннего возраста с подобными нарушениями.

Проведенные ранее эксперименты показали, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, имеет ряд особенностей по сравнению с таковым родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. При этом условно выделены пять тенденций нарушенного поведения матерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком:

• директивное сотрудничество;

• неэмоциональное потакающее сотрудничество;

• речевое взаимодействие;

• отстраняющее взаимодействие, формальное общение.

Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого.

Данные методические рекомендации имеют целью рассмотреть возможные формы работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Представленный материал предназначен дефектологам, работающим с проблемными детьми раннего возраста, воспитывающимися в семье, а также психологам, работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов.

Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития.

По моему мнению, работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития, имеет целью:

• оказать квалифицированную поддержку родителям;

• помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;

• создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

• формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми. В основу нашей работы с семьями были положены следующие принципы:

• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

• принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

• принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

Страницы: 1 2


Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности изучены пока недостаточно, наука находится лишь на подступах к решению этих сложных про ...

Волевые качества человека
Воля человека проявляется в его практической деятельности как совокупность присущих ему волевых качеств. Основными из них являются: целеустремленность, настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, смелость, храбрость, самообладание, стойкость, мужество и др. Целеустремленность проявляется, как способность ...

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юристов
Психологические особенности деятельности юристов в настоящее время довольно подробно исследованы в юридической психологии. При этом разработка данной проблемы шла как в плане психологического анализа структуры профессиональной деятельности юристов, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических особе ...