Тест тревожности.

Автор:

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Апробация:

Цель:

выявление ситуативной тревоги ребёнка.

Стимульный материал:

комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребёнка не прорисовано художником.

Описание методики:

Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком.

Существует ряд сложностей:

1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.

3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д.).

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2 частей.

Проведение обследования:

ребёнку даётся инструкция: «На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а весёлые окошки (где весёлое лицо) – жёлтым карандашом».

Инструкция обработки:

при анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребёнок. Если у ребёнка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

Дальнейшее проведение обследования

:

затем предлагаются поочерёдно 14 картинок без дополнительных рисунков.

Инструкция обработки:

«Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает какое должно быть лицо у ребёнка: грустное или весёлое. Давайте ему поможем!»

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ. На основании протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребёнка (ИТ)

, который равен процентному отношению числа эмоционально- негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков.

По ИТ

дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ больше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ больше 20%, но меньше 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ больше 0%, но меньше 20%).

Качественный анализ. Каждый ответ ребёнка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной ситуации. Особенно проективным значением обладают рисунки – одевание, укладывание и еда. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях «ребёнок и мать с младенцем», «умывание», «игнорирование», «уборка игрушек» с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.


Функциональные обобщения как форма инструментального опыта
Особое место в изучении когнитивного опыта занимают исследования функциональных обобщений, которые интегрируют в себя элементы процедурного и декларативного знания. Суть функциональных обобщений заключается в том, что в качестве основания для обобщения или классификации берется функция предметов. На роль функциональности в мышлении ука ...

Подростковый возраст
Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка. Взрослые ...

Психология интеллекта в журналистике
С другой стороны, читатель в настоящее время сталкивается с огромным количеством текстов, некоторые из которых изначально ориентированы на определенный интеллектуальный уровень. Например, в модернизме автор неизменно считал себя учителем жизни, "гением", а в современном русском постмодернизме автор воздерживается от управленче ...