Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта образовательной среды

Материалы » Связь типа учебного заведения с мотивацией студента в условиях реформы » Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта образовательной среды

Цель проведения нашего исследования заключалась в проверке ряда гипотез о различиях в мотивационных профилях в группах студентов и преподавателей ВУЗов, отличающихся по типу образовательной среды в них, т.е. в зависимости от их профессиональной принадлежности. Исследование строилось по плану 2 × 2, где 1-ый экспериментальный фактор – тип профессиональной группы (военнослужащие или гражданские лица), 2-й – уровень овладения профессией (студенты или преподаватели).

Индексы мотивационного профиля строились на основе опросника Личностных предпочтений А.Эдвардса, выделяющего те же виды глубинной мотивации, что и ТАТ; использовался краткий вариант в модификации Корниловой Т.В.

Обработка результатов проводилась методами дисперсионного анализа. В табл. 1 представлены результаты обработки данных методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) по фактору «принадлежность к профессиональной группе».

Можно предположить, что отличие по шкале МД в группах преподавателей (снижение этого индекса у преподавателей военного вуза) связано с тем, что для военнослужащих преподавание в одной из ведущих Академий ВС является верхней ступенью в их профессиональной деятельности. И на этом срезе своих профессиональных достижений других целей они не ставят.

По шкале «Любовь к порядку» значимо отличаются группы военных преподавателей и студентов МГУ. При этом средние показатели выше в группе преподавателей (M=7.93). Это можно объяснить тем, что, во-первых, для преподавателей военной академии любовь к порядку это одно из основных основных профессионально значимых качеств; во-вторых, студенты - это одна из самых «демократичных» (в плане свободы действий) категорий населения. И если курсанты военных училищ поставлены в условия, где их действия строго подчинены внешне заданным критериям поведения, а дисциплина это один из важных аспектов профессионального обучения, то студенты гражданских ВУЗов лишены строгого внешнего контроля. Их поведение регламентируется только сформированными в процессе воспитания внутренними критериями и правилами того учебного заведения, в котором они учатся: студенты гражданских ВУЗов более предоставлены сами себе, чем курсанты военных училищ, поэтому у них самые низкие средние по этому показателю.

Различие по шкале СП между группами студентов и военных преподавателей объясняется тем, что в студенческом возрасте, наряду с профессиональным становлением, происходит и становление самосознания личности, а это предполагает большую направленность на исследование своего «Я».

Анализируя результат, полученный по шкале «Доминирование», можно заметить, что самые высокие показатели средних по мотивации – в группах военных курсантов и преподавателей, далее идут студенты МГУ и преподаватели МГУ. И не смотря на то, что значимое различие получено только для групп преподавателей МГУ и курсантов (р=0.02), интересно сопоставить показатели по шкале ДМН в соответствии с отнесенностью к профилю ВУЗа. Так, для военных преподавателей показатели практически такие же высокие, как и для курсантов (М=8.2 и М=8.6). А вот для преподавателей университета характерны более низкие показатели по мотивации доминирования (М=6.27) в сравнении со студентами (М=7.43). В целом это соответствует особенности военных вузов, где командирские качества, в том числе и доминирование являются профессионально-важными.


Сотрудничество коллектива
В России сегодня практически невозможно найти предприятие, руководство которого было бы довольно достигнутыми результатами. Мало кто из российских руководителей оценивает эффективность использования внутреннего потенциала предприятия выше 50%. Но из вечных российских вопросов "Что делать?" и "Кто виноват?" руководите ...

Самоорганизация и развитие памяти
Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте ...

Врожденные или притворные жестикуляции
Именно спонтанные жесты вызывают вопрос о природе аналоговых сигналов, естественного они происхождения или привнесены воспитанием. Вероятно, научные прения по этому поводу будут продолжаться еще долгое время, но уже сейчас вырисовывается возможный ответ. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. Прич ...