Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта образовательной среды

Материалы » Связь типа учебного заведения с мотивацией студента в условиях реформы » Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта образовательной среды

Цель проведения нашего исследования заключалась в проверке ряда гипотез о различиях в мотивационных профилях в группах студентов и преподавателей ВУЗов, отличающихся по типу образовательной среды в них, т.е. в зависимости от их профессиональной принадлежности. Исследование строилось по плану 2 × 2, где 1-ый экспериментальный фактор – тип профессиональной группы (военнослужащие или гражданские лица), 2-й – уровень овладения профессией (студенты или преподаватели).

Индексы мотивационного профиля строились на основе опросника Личностных предпочтений А.Эдвардса, выделяющего те же виды глубинной мотивации, что и ТАТ; использовался краткий вариант в модификации Корниловой Т.В.

Обработка результатов проводилась методами дисперсионного анализа. В табл. 1 представлены результаты обработки данных методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) по фактору «принадлежность к профессиональной группе».

Можно предположить, что отличие по шкале МД в группах преподавателей (снижение этого индекса у преподавателей военного вуза) связано с тем, что для военнослужащих преподавание в одной из ведущих Академий ВС является верхней ступенью в их профессиональной деятельности. И на этом срезе своих профессиональных достижений других целей они не ставят.

По шкале «Любовь к порядку» значимо отличаются группы военных преподавателей и студентов МГУ. При этом средние показатели выше в группе преподавателей (M=7.93). Это можно объяснить тем, что, во-первых, для преподавателей военной академии любовь к порядку это одно из основных основных профессионально значимых качеств; во-вторых, студенты - это одна из самых «демократичных» (в плане свободы действий) категорий населения. И если курсанты военных училищ поставлены в условия, где их действия строго подчинены внешне заданным критериям поведения, а дисциплина это один из важных аспектов профессионального обучения, то студенты гражданских ВУЗов лишены строгого внешнего контроля. Их поведение регламентируется только сформированными в процессе воспитания внутренними критериями и правилами того учебного заведения, в котором они учатся: студенты гражданских ВУЗов более предоставлены сами себе, чем курсанты военных училищ, поэтому у них самые низкие средние по этому показателю.

Различие по шкале СП между группами студентов и военных преподавателей объясняется тем, что в студенческом возрасте, наряду с профессиональным становлением, происходит и становление самосознания личности, а это предполагает большую направленность на исследование своего «Я».

Анализируя результат, полученный по шкале «Доминирование», можно заметить, что самые высокие показатели средних по мотивации – в группах военных курсантов и преподавателей, далее идут студенты МГУ и преподаватели МГУ. И не смотря на то, что значимое различие получено только для групп преподавателей МГУ и курсантов (р=0.02), интересно сопоставить показатели по шкале ДМН в соответствии с отнесенностью к профилю ВУЗа. Так, для военных преподавателей показатели практически такие же высокие, как и для курсантов (М=8.2 и М=8.6). А вот для преподавателей университета характерны более низкие показатели по мотивации доминирования (М=6.27) в сравнении со студентами (М=7.43). В целом это соответствует особенности военных вузов, где командирские качества, в том числе и доминирование являются профессионально-важными.


Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера: «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника». Пара участников выходит вперед. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрит ...

Возбуждение, стресс, тревожность
Психологическое и физиологическое возбуждение взаимосвязаны. Возбуждение может быть положительным и отрицательным. Тревожность может быть личностной и когнитивной. Когнитивная – плохие мысли, переживания, апатичное состояние. Личностная – приобретенное явление, которое влияет на поведение. Стресс и его динамика. 1. Потребность. Е ...

Физические и природные стрессоры.
Мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота и т.д. Позитивный психологический климат на производстве и в семье является мощным профилактическим средством возникновения стрессов. В этом случае, общаясь друг с другом, с близкими по духу людьми, человек получает заряд бодрости и оптимизма. Однако, если в коллективе с ...