Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе
Страница 1

Материалы » Динамика психического развития детей, больных олигофренией. Подростковый криз » Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе

В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвития выступают на каждом возрастном этане. Степень их выраженности пропорциональна глубине поражения мозга.

При большой тяжести органического поражения нервной системы формирование сложных психических функций может не развернуться вообще. В этом случае психический онтогенез ограничивается самыми ранними этапами развития.

При негрубых степенях олигофрении также заметно отставание сроков становления и развития психики. На первом году жизни замедленно формируются персептивные функции: реакции на свет, звук, игрушки, «комплекс оживления» на лицо матери, других близких. Характерна задержка развития моторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба). В возрасте 2-3 лет особенно очевидно выраженное запаздывание развития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи.

В дошкольном возрасте уже отчетливо выступает недостаточность интеллектуального развития в целом. У детей отсутствует любознательность, пытливость, проявляется слабость познавательной мотивации. При подготовке к школе обнаруживаются затруднения в освоении начальных элементов чтения и счета.

В дошкольном возрасте игровая деятельность детей, страдающих олигофренией, задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов. В такой игре заметно отсутствие инициативности, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития.

Проведенное В.В. Лебединским и его сотрудниками (1985) сравнительное исследование игровой деятельности у здоровых детей и больных олигофренией показало, что если в норме предметные игровые действия достигают значительной сложности в возрасте между 3 и 4 годами, то у детей, страдающих олигофренией, уровень развития предметных игровых действий в возрасте 7-8 лет приближается к уровню игры здоровых детей 3-4 лет. В то время как у здоровых детей в 7-8 лет формируется новая ведущая деятельность - учение, у детей с олигофренией формируются зачатки ролевой игры. Таким образом, при олигофрении наблюдается замедленное развитие игровой деятельности. Запаздывание в формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других.

В подростковом возрасте особенности развития детей с олигофренией зависят от формы болезни. Так, при осложненных формах олигофрении неврозоподобные, психопатоподобные, эпилептиформные, церебрастенические и апатико-адинамические нарушения резко затрудняют адаптацию в учебе и межличностных отношениях.

Динамика развития психики при задержке психического развития существенно отлична от динамики олигофрении. Несмотря на замедленное психическое развитие, эпизодические явления регресса (появление энуреза, усиление инфантильности в поведении и т.д.), нередко возникающие под влиянием неблагоприятных факторов (инфекции, психические травмы), несмотря на наличие энцефалопатических расстройств и дефицитарности отдельных корковых функций, при правильном обучении эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для нормальной адаптации

При этом следует учитывать, что черты эмоциональной незрелости в виде органического инфантилизма могут сохраняться длительное время и в неблагоприятных условиях жизни способствовать формированию асоциальных форм поведения.

В отличие от задержки психического развития, органическая деменция, связанная со значительно большей грубостью поражения мозга, характеризуется разлаженностью деятельности, личностным распадом, грубой некритичностью и большой тяжестью выпадения отдельных функций. Динамика задержки психического развития, как указывалось, благоприятна и содержит возможности социальной адаптации. При органической же деменции возможности психического развития резко ограничены.

Раннее начало заболевания (в 2 - 3 года) имеет отрицательное значение, потому что влечет более выраженную опасность недоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур. В этих случаях неумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень суждений нередко выходят на первый план.

При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности, ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все же имеется их определенный регресс. При заболевании в младшем школьном возрасте, как правило, сохраняются речь (при отсутствии локальных нарушений), навыки самообслуживания и даже элементарные учебные навыки. Запас знаний и представлений может быть значительно больше, чем при олигофрении. Но резко снижаются интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом, теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.

Страницы: 1 2


Гендерные различия восприятия современной рекламы
Развитие толерантности является одной из центральных проблем адаптации человека в условиях участившихся межнациональных, межличностных конфликтов в российском обществе. Для того, что повысить уровень толерантности в обществе необходимо сначала изменить в сознании само понимание толерантности и специфики ее проблем. Исходя из этого, цель ...

Факторы, влияющие на изменение оценок
Изучение оценочной функции психики является одним из перспективных направлений общей психологии. Процесс оценивания сопровождает нас во всех видах деятельности, которую мы совершаем. При этом кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедеятельности, существуют оценки, являющиеся продуктом трудовой деятельности и оценки, включенные как не ...

Взгляд и глаза
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стёклами тёмных очков. Людей обычно выдают: - какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул; - непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») ...