Волевая сфера личности
Страница 3

Основные качества воли

Целенаправленность – одно из волевых качеств личности. Она определяется принципиальностью и убежденностью человека и отличается глубоким осознанием своих задач и необходимостью их осуществлять. Целенаправленность проявляется в умении человека руководствоваться в своих действиях не случайными стремлениями, а стойкими убеждениями, принципами. Люди без четкой целенаправленности, без твердых убеждений, ясных принципов, которыми бы они руководствовались в своей деятельности, часто находятся под влиянием случайных желаний, попадают под влияние других. Поведение нецеленаправленных и беспринципных людей характеризуется слабой волей. www.cultshine.ru

Важное волевое качество – инициативность, то есть возможность самостоятельно ставить перед собой задачи и без напоминания и принуждения других осуществлять их. Инициативность характеризуется действенной активностью. Мало проявить инициативу, поставив перед собой задачу, нужно ее осуществить, довести до конца. Это возможно только при надлежащей активности в действиях.

Существенными чертами воли человека являются также решительность, выдержанность и настойчивость [5, с.301]. Эти качества проявляются в умении своевременно и обдуманно принимать решения, особенно в сложных обстоятельствах, где нужно тормозить негативные стремления и действия, и создавать возможности преодолевать трудности на пути к цели. Эти черты помогают доводить до конца каждое дело, преодолевая все препятствия, которые встречаются на этом пути. Большие дела, замечательные научные изобретения возможны только при наличии у человека этих черт.

Настойчивость надо отличать от такой черты, как упрямство. Упрямство – это необдуманное, ничем не оправданное проявление воли, которое состоит в том, что человек настаивает на своем нецелесообразном желании, не принимая во внимание обстоятельства [8, с.134]. Упрямство – это проявление не силы, а слабости воли. Принимая решение, упрямый человек отрицает доказательства, не принимает во внимание интересы других и своими действиями часто причиняет вред.

Еще одним важным волевым качеством человека является его самостоятельность[2, с.429]. Самостоятельность воли проявляется в возможности критически относиться к поступкам и действиям как своим собственным, так и других людей, не поддаваться негативным влияниям со стороны других. Самостоятельность – это результат высокой принципиальности человека, его моральной выдержки.

Внушаемость – это качество, противоположное самостоятельности. Внушаемость – это подверженность человека влиянию других людей. Внушаемость свойственна людям без стойких убеждений, твердых принципов. Они некритично подражают другим, колеблются между противоположными взглядами, не имея собственного мнении. Первая же мысль, услышанная внушаемым человеком, становится его мыслью, но впоследствии эту мысль он легко меняет на другую.

Важной волевой чертой человека является самообладание [7, с.190]. Оно проявляется в возможности владеть собой, руководить своим поведением и деятельностью. Самообладание – важный компонент, черта личности, которую мы называем мужеством. Владея собой, человек смело берется за ответственное задание, хотя и знает, что оно связанно с опасностью, даже угрожает его жизни. Отсутствие самообладания делает человека невыдержанным, импульсивным. Люди, не владеющие собой, легко поддаются влиянию чувств, часто нарушают дисциплину, пугаются трудностей, теряются и впадают в меланхолию.

Своеобразным проявлением безволия человека является конформизм. Суть его в том, что человек, хотя и имеет свои мысли и убеждения, но в действиях и поступках подчиняется влиянию, давлению группы, не отстаивая своих позиций. Совокупность положительных качеств воли, свойственных человеку, обусловливает его силу воли. Как положительные, так и негативные качества воли не являются врожденными. Они развиваются в процессе жизни и деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Актуальность, цели и задачи теста.
1. Развить творческое отношение к жизни. 2. Определить творческий потенциал. 3. Выбрать подходящую профессию. 4. Активизировать интеллект. 5. Развить фантазию. 6. Организовать четкое мышление. 7. Развить предприимчивость. 8. Развить способность вступать в первый контакт. 9. Развить коммуникабельность. 10. Прогнозировать развити ...

“Я-концепция” К. Роджерса
Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” — представление личности о самой себе, образ собственно ...

Юношеский возраст
Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью. Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи за ...